Зрр чем помочь ребенку и когда он заговорить

Но что делать, если малыш упорно молчит, в то время как его сверстники на детской площадке уже бойко декламируют историю про уронившую мячик Танечку или даже зачитывают чуть ли не всю Муху-Цокотуху наизусть? В каком возрасте пора начинать волноваться, а когда уже необходимо обращаться к логопеду? Как вы, любящие родители, можете помочь ребёнку заговорить?

О том, что на развитие речи прямым и активнейшим образом влияет работа над мелкой моторикой, не написал разве что ленивый. Мы не лентяи, а потому среди наших материалов есть статья, посвящённая взаимодействию мелкой моторики и речи. Но не только манипулятивная деятельность рук необходима ребёнку, чтобы речь его формировалась в соответствии с графиком развития, не вызывая беспокойство родителей и профессиональный интерес логопедов.

Уже в период младенчества (от рождения до года) организуйте жизнь малыша так, чтобы его двигательные реакции были разнообразными и регулярными. Помогайте ему осваивать двигательные навыки согласно возрасту:

  • перевороты со спинки на живот и обратно;
  • хватание предметов, удерживаемых на уровне вытянутой руки;
  • удержание визуального контакта с перемещаемым предметом;
  • сидение;
  • ползание;
  • ходьба.

Развивая общую моторику ребёнка, вы помогаете ему заговорить.

Разговаривайте с крохой, даже когда он настолько мал, что, кажется, совершенно не способен вас понять. Пусть это будут простейшие потешки, которыми вы сопровождаете ежедневные ритуалы по уходу за младенцем, или просто эмоциональные реплики, выражающие вашу радость и безмерную любовь. Разговаривая с малышом первых месяцев жизни, старайтесь не перегружать речь сложными оборотами. Переодевая малыша, купая его, занимаясь массажем и гимнастикой, демонстрируйте крохе возможности мимики:

Гримасничая, вы отлично проведёте время, показывая младенцу, как работает артикуляционный аппарат человека, и в то же время занимаясь артикуляционной гимнастикой, которая выступает профилактикой морщин и стимулирует мозговую активность.


С окончанием младенчества малыш вступает в преддошкольный возраст. Это период с года до трёх лет, и именно на этом этапе развитие речи проходит наиболее активно.

  • Речь в 1 год: малыш хорошо понимает обращённую к нему речь. Может выполнять несложные просьбы (хлопает в ладоши, машет пока-пока, берёт и даёт предметы, которые называет взрослый). Появляются первые слова (обычно обозначающие близких родственников), звукоподражания, лепетные слова.
  • Речь в 2 года: растёт активный лексикон. Ребёнок использует предложения из двух слов, но речь его пока аграмматична. Характерно обилие фонетических ошибок.
  • Речь в 3 года: малыш осваивает грамматические формы, учится использовать разные падежи, правильно употребляет рода и числа. Всё активнее он комментирует собственную игру, когда предоставлен сам себе. Именно в этом возрасте наиболее ярко проявляются словотворческие способности (те самые забавные слова собственного сочинительства).

Осваивая богатство родного языка, кроха сначала накапливает пассивный словарный запас. Т. е. запоминает обозначения предметов, их свойств и действий, названия эмоций, времена года и пр. Помогите крохе в этом непростом деле. По возможности комментируйте всё, что происходит вокруг, что вы видите, что чувствуете вы и кроха.

  • Называйте предметы, которые попадают в зону внимания ребёнка.
  • Комментируйте, какого цвета, формы и размера тот или иной объект.
  • Обеспечивайте тактильный контакт малыша с разными поверхностями: гладкими и шершавыми, тёплыми и холодными, пушистыми и ребристыми.
  • Проговаривайте, что и почему вы делаете в конкретный момент времени: утром мы проснулись, потянулись, размялись, позавтракали и т. д.

Выбирайте понятные для ребёнка слова, но используйте правильные названия. Не искажайте информацию ради её упрощения.


Мы не устаём повторять: игра — основа любых развивающих стратегий, направленных на воспитание в ребёнке гармоничной, эрудированной, нацеленной на успех личности. Используйте проверенные поколениями игры на развитие речи у самых маленьких или внедряйте авторские методики, в том числе собственного сочинительства. Главное, чтобы игра-занятие была интересна малышу, стимулировала его активность, расширяла его словарный запас и побуждала использовать приобретённые речевые навыки.

В помощь родителям:

  • потешки и пословицы;
  • сказкотерапия;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковые игры;
  • сюжетные игры;
  • игры с разнообразными карточками и картинками.

Дидактические материалы для игр на развитие речи до 3 лет можно подбирать самостоятельно или использовать комплекты, составленные профессионалами.

Пожалуй, самый главный совет родителям, которые хотят помочь ребёнку заговорить, состоит в пожелании быть внимательным, но терпеливым. Не форсируйте события и не ждите, что ребёнок заговорит в 1 год полноценными предложениями. Не выискивайте патологий на пустом месте и не сравнивайте своего малыша с детьми родственников, коллег и знакомых (и тем более незнакомых вам людей). Но не игнорируйте тревожные звоночки. Ведь всегда лучше обратиться за профессиональной помощью и узнать, что опасения были напрасными, чем столкнуться с тем, что проблема усугубилась и требует сложной и продолжительной коррекции.

Уже в самое ближайшее время мы рассмотрим, когда нужно обращаться к логопеду. А пока прощаемся и, по традиции, но от чистого сердца, желаем вам счастливого родительства.

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Что такое задержка речевого развития у детей, а также что делать родителям если ребенок в 2-3 года не говорит, читайте на UAUA.info. Мы расскажем, что родители могут делать дома, чтобы помочь ребенку заговорить.

Задержка речевого развития — это позднее по сравнению с возрастными нормами овладение речью. При задержке речевого развития у детей в 2 года отсутствует фразовая речь, у детей 3 лет отсутствует связная речь.

Чтобы разобраться с причиной, по которой ребенок в 2-3 года не говорит, вам необходимо обратиться к специалистам. В первую очередь к логопеду и неврологу. Только они могут поставить диагноз «задержка речевого развития» и разработать план действий, чтобы помочь ребенку заговорить.

Мы же предлагаем родителям детей с задержкой речевого развития соблюдать 10 простых правил дома, которые должны помочь ребенку заговорить. Ведь именно родители являются лучшими учителями для своего ребенка.

Очень часто логопеды работают вместе с игровыми терапевтами, поэтому различные практики можно и нужно применять дома.

Это не заменяет основную терапию, ни в коем случае. Просто несколько дополнительных идей для занятий в домашних условиях, во время игр с ребенком.

В ходе одного из исследований американские дети в возрасте от 6 до 12 месяцев постоянно слушали носителей китайского языка, одна группа — лично, другая — на записи. Детки, с которыми работали люди, начинали узнавать и реагировать на определенные фонемы, а вот те, кому включали видео подобных признаков не проявляли. Это доказывает, что общение и взаимодействие являются ключевыми ступенями на пути языкового развития ребенка.

При включенном телевизоре родители меньше общаются со своими детьми. А поскольку дети учатся разговаривать у живых людей — в особенности у родителей — постоянное жужжание телевизора может иметь крайне негативный эффект.

Научите ребенка объясняться жестами

Существуют исследования, которые подтверждают связь между языком жестов и речью. В любом случае, жесты помогут избавить ребенка от неприятного чувства растерянности и беспокойства.

Если ребенок голоден, он может попросить еды или какой-то определенный продукт . Это побуждает ребенка к развитию.

Сделайте наклейки на холодильник

Добавьте на холодильник магниты или наклейки с изображением любимых продуктов ребенка (сок, каша.). И когда ему захочется ¸он сможет принести вам магнитик с изображением (главное ,убедитесь, чтобы он их не съел).

Способ изготовления: возьмите крепкий лист цветной бумаги или картона с липкой стороной, разрежьте на крупные куски и нарисуйте на каждом из них изображение того, чего обычно хочется вашему ребенку: чашка, еда, кроватка, игрушка.

Помните, вы пытаетесь устранить растерянность у ребенка, ведь это именно то, что испытывают детки 2-3 лет с задержкой речевого развития.

Минимум 40 минут в день просто играйте с ребенком

Работайте с карточками с изображениями

Назовите имя предмета на карточке и пускай ребенок повторит его. Называние очень важно для ребенка с речевыми проблемами. Вы также можете скачать одно из приложений с карточками на телефон или планшет.

Поиграйте с ватным шариком

Возьмите кусочек ваты, положите вату на стол или на пол, дайте ребенку соломинку и попросите постараться сдуть шарик из ваты. Это укрепит необходимые для развития речи лицевые и ротовые мышцы.

Давайте ребенку пить через трубочку

Поменяйте привычный уклад и начните использовать трубочку для питья разных жидкостей: воды, молока, яблочного сока с мякотью, пюре из фруктов и молочных коктейлей. Это помогает детям 2-3 лет с задержкой речевого развития укрепить мышцы рта и облегчает процесс воспроизведения слов и фраз.

Пользуйтесь «веселыми» соломинками

Можно использовать различные закрученные и волнистые . Они отлично помогают при развитии, потому что требуют больше усилий от ребенка во время питья, чем обычная прямая трубочка.

Кладите предметы так, чтобы ребенок не мог их самостоятельно достать

Это можно сделать с тем предметом, который наверняка понадобится ребенку (любимая книжка или игрушка), поэтому малышу придется попросить ее достать. Научите ребенка подходить к вам, обращать на себя внимание, подводить (беря за руку) к нужному предмету ИЛИ подходить к вам с наклейкой/магнитом с холодильника, изображающим нужный предмет.

Не забывайте хвалить ребенка за старание

Похвала имеет очень сильное влияние на дальнейшие достижения ребенка благодаря повышению самооценки. Также стоит обратить внимание на питание, но это уже индивидуально для каждого ребенка и подлежит обсуждению с врачом.

А эта штука похожа на трубку телефона. в нее можно говорить и тут же слышать себя. Отлично помогает в развитии речи и навыков чтения.

Развитие речи у детей с задержкой речевого и психоречевого развития

По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает!
И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе. Так что же такое задержка речевого развития и задержка психоречевого развития?

Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.
Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция!

В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите — срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector