Что такое заговоры в детском фольклоре

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Кафедра русского устного народного творчества

проект «Русский фольклор в современных записях»

РУССКИЕ ЗАГОВОРЫ И ЗАКЛИНАНИЯ

Материалы фольклорных экспедиций Московского государственного университета

Под редакцией профессора В. П. Аникина

Издательство Московского университета

Подготовка текста, классификация, вступительная статья, предметно-именной указатель и пояснения В. П. Аникина.

Сведения о месте и времени записи В. А. Ковпика.

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект 95-04-16178.

Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953 — 1993 гг. /Под ред. В.П.Аникина. — М.: Изд-во МГУ 1998. — 480 с. — (Русский фольклор в новых записях).

Издание содержит систематизированное собрание заговоров и заклинаний, записанных преимущественно на Русском Севере в последние десятилетия, и является первой книгой из серии «Русский фольклор в новых записях».

Для студентов, преподавателей университетов и всех, кто интересуется русским фольклором, магией и художественным творчеством.

. . Заговоры, а с ними вся область народной магии и обрядности, оказались тою рудою, где блещет золото неподдельной поэзии.

Собиратели и сотрудники

Заговоры записаны в 1953-1993 годах.

Записи пятидесятых годов представлены в сборнике выборочно из-за неполноты «паспортных» сведений. Записи осуществили студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники кафедры:

Авдеева Л.В., Агапкина Т.А., Айвазян С.Г., Алпатов С.В., Анатненко Н.А., Анашкина Н.В., Андросова Е.В., Аникин В.П., Анисимова О.М., Анищенко Г.А., Апресян В.Ю., Арестова Т.А., Архипова С., Афанасьева М.В., Бабенко Л., Бабина Т., Балашова О.Б., Балыкова Г., Бартюкова И.Н., Башкеева В.В., Бездетный Г., Беззубкина Н.В., Белкина, Беляева И.А., Блинкова Л.А., Боброва Г., Богданова Е.Ю., Богомолов Н.А., Борисов Е.В., Бородин П.А., Бородько Р.Г., Бочарникова М., Братина, Браудо М., Букреева Е.А., Булавина Е.Л., Бутенко И., Бычкова Г.Н., Бычкова Е., Варганова В.В., Васькина Е.М., Вдовченко Н.В., Велинская В., Величко Ю.М., Видова О.В., Власова Г.И., Войкалович Е.В., Волканова В.Н., Волков С.В., Волковская М., Волохова Т.В., Воробьева И., Воронков А.А., Воскресенская Т., Воюшина И., Гамали О.И., Гачева А.Е., Гидаспова Н., Гинодман Е.М., Горбунова Е.А., Грибанов А., Грибовская Г.В., Григорьева Г., Гудкова И., Гужавина Н.А., Гуржий Т.Г., Гурьянова Г.И., Гусева Н.В., Гутякулова А.М., Двинянинова, Двойнишникова И.Г., Денисова Л., Добровольская В.Г., Дубенский Н.Н., Дубовик В.В., Егорова И.В., Еремина Н.В., Ермолаев М.С., Ерошкина О.А., Житкова В., Жукова И.Л., Заковоротная Л.И., Зарецкая З.Р., Захарова Н.В., Заюнчковская З.Ю., Зелинская Е.А., Землянская Н., Злобин В.Ф., Злобина Н.Ф., Золотарева М., Зорина Г.А., Иванов Б., Иванов М.О., Иванова А.А., Иванова И.В., Иванова (Тимонина) Н.Р., Иевлева В.Н., Изряднова (Ведерникова) Н., Ипатова Н.А., Исадченко Б., Исаева А.К., Кабанова Г.И., Калакуцкая Е.А., Калло Е.М., Карапаева B.C., Карпова М.Г., Карпыч Ю.Б., Карсеова М.И., Карцева Н., Каскина Ю.У., Кербелите Б.П., Кимрякова, Киндякова И., Китаева Н.В., Кищенко И.Н., Ковач А.А., Ковшова М.Л., Колпаков К.В., Кондрадова В., Кондратьева Н., Коневец Л.А., Ко- 474 невникова В., Коновалова Т.А., Копанцова Л.А., Коробова А.В., Королева Е.Е., Королькова Е.К., Кочетов В.Н., Кривенкова Г.И., Кривощапова Т.В., Круглов Ю.Г., Круня Г.И., Кручинина М.Н., Крылова Н., Крымская Н.Г., Кузин B.C., Кузьмин А.А., Кузьминская М., Кулагина А.В., Кулиева Д., Кучерская М.А., Лавренчук Н.В., Лазарева Т., Левицкая Н.Н., Либо М.В., Литвак О.Я., Литвина А.Ф., Литвиненко Е., Лобанова И.В., Лободанов А. П., Лобьщина М.В., Лукашова Т.А., Лялина Т.А., Майорова О.Е., Малашонок М., Малий Е.В., Малькова Н.Н., Мандрикова Т.Г., Мардонова А.Б., Маркова Е.Б., Маркова Н.А., Массарани А.М., Матюхина Е.А., Мельникова Е.В., Милентьева Н., Миронихина Л.Ф., Михалева И.М., Михеев А., Мурысова О.В., Мутовкина, Налепин А.Л., Негуняева М.Е., Незванкина Л., Нестерова В., Неткасова М.Ю., Нехай Л.В., Никитина А.В., Никитина С.Е., Николаева С.Ю., Николаева Т.П., Никольникова Г., Новиков Ю.А., Новлянская 3., Носков С.Ю., Носкова И., Обижаева М.Г., Овчинникова, Одинцова И., Ожегова С.С., Орлова Т., Панаева Д., Панина И.В., Панков А., Панюшкина М.В., Перепелкина Е.А., Песина Н.Л., Песков А.М., Петрова Г.Н., Петрова М.И., Петрухненко Л.Я., Пешков И., Плиско Е.Ю., Полиектова Е.Е., Полищук Е.И., Поскребьицева В., Потапова, Притулина Н., Пронина И.Б., Пушкарева О.В., Ремезова Е.А., Ригина Т.Ю., Римская-Корсакова Н.Н., Рогачевская Е.М., Рогова А.И., Рошпор Л., Русакова А.Г., Рыбакова Л.И., Рычагова Е.Ю., Рютина Т.В., Рябинина Н.А., Рябкова Н.В., Рябчикова В., Сабитова И.В., Савинский В.Г., Савушкина Н.И., Саркисян И., Сатыренко А.С., Сафонова О.Ю., Сафронова М., Сверчкова О.Н., Свиридова Н., Семендина П.Б., Сердюк С.В., Середина Н.П., Сенкевич О.П., Сиротина Т., Смирнов Ю.И., Смирнова М., Соломина М., Сорокина С.П., Степаненко В.А., Степанова Т.А., Строй А.В., Субботина С.С., Сущенцова О.Л., Теплова Г.М., Токарева Е.И., Толкачева О.Н., Топорова Т.Ю., Триус И., Тростникова Е., Трубицина Г.И., Трубчанинов Д.К., Тюнина Е.А., Уткин А.А., Ушнова М.В., Фадеева Л.В., Фалькович М. А., Федоров Б., Фляш М.М., Фомченкова С.Ю., Харина Н.Е., Харинова Л., Харитонова В.И., Хачатурян В.М., Цветкова Е., Цветкова О.В., Чапчахова Н.Ф., Чеботарева Е., Чеканова Е.Л., Черемовская О., Черкасов В.А., Чернелев В.Д., Чирухина О., Чистяков В.А., Чубасова И., Чугунов А.А., Чуприна Ю.С., Шапорова Л., Шаталова Н. С., Шатская, Шведова (Шувалова) Л. П., Шевченко Е.А., Шеина Л., Шемякина Е.П., Шендерей И.В., Шешунова С.В., Шилина М., Шмелева Т.В., Шопин, Шувалова Л.Б., Щекодина 3., Щуплова Т., Эминова А., Эпштейн М., Юдина Н.Б., Юревич С.В., Юрин Н., Юхневич М.Ю., Ярембаш Т.И.

На разных этапах работы над сборником (поиск материалов в архиве, составление «паспортных» сведений, копирование и сверка копий с записями) принимали участие: С. В. Алпатов, В. П. Аникин, Т. Г. Гуржий, Т. Б. Дианова, Н. Ф. Злобина, А. А. Иванова, В. А. Ковпик, А. В. Кулагина, Н. И. Савушкина а также: И. С. Брилёва, Ж. В. Дунаева, Ю. Л. Давыдова, Е. Ю. Живица, Н. Д. Крылова, Т. В. Кузьмук, Е. В. Татарчук, А. В. Тузиков, М. В. Ясинская и другие студенты, аспиранты и сотрудники факультета.

Подбор материалов для разделов сборника произвели:

Детские заговоры — Г. Б. Дианова,

Любовные заговоры и приговоры; Свадебные заговоры, приговоры и обереги; Семейные заговоры, молитвы и разлучные слова — Н. Ф. Злобина.

Домоводческие и хозяйственные заговоры; Промысловые заговоры-А, А. Иванова.

Лечебные заговоры — С. В. Алпатов.

Житейские и общественные обереги; Заговоры от покойника и похоронные — В. П, Аникин, А. В. Кулагина.

Заговоры в своей массе публикуются впервые. Небольшая их часть была ранее опубликована в следующих изданиях:

А. А. Ивановой: Вятский фольклор. Заговорное искусство. Котельнич, 1994 (Котельнический районный отдел культуры Кировской области. Вятский региональный центр русской культуры); Заговоры и заклинания Пинежья. Карпогоры, 1994 (Моск. гос. университет им М. В. Ломоносова, Пинежский районный отдел по культуре и искусству);

М. И. и А. М. Песковыми: Обереги и заклинания русского народа. М., «Крон-пресс», 1993;

Н. И. Савушкиной (редактор): Обрядовая поэзия Пинежья. Материалы фольклорных экспедиций МГУ в Пинежский район Архангельской области (1970-1972). М., изд-во Моск. гос. ун-та, 1980;

Ю. И. Смирновым и В. Н. Ильинской: Встану я благословясь. Лечебные и любовные заговоры, записанные в части Архангельской области. М., «Русский мир», 1992.

В ряду фольклорно-мифологических жанров заговор представляет собой наиболее прямое воплощение веры в словесную магию. В от­личие от остальных фольклорных жанров заговор не может лишиться фидеистического начала, и в нем это начало всегда первенствует. Если в достоверность сказки (в отличие от мифа) принципиально не верят, если в свадебных или календарных обрядах эстетическое и игровое начала могут перевешивать начало магико-ритуальное, то в живом заговоре утилитарно-магическое назначение всегда силь­нее и важнее художественно-эстетической ценности. Заговор жив до тех пор, пока в него верят, иначе он превращается в музейный экспонат, в страницу из блокнота фольклориста.

Заговор можно охарактеризовать как жанр с уклончивым волеизъявлением: это и не приказ, и не просьба, а (в инвариан­те) нечто вроде Пусть будет так, чтобы. Размытая модальность сочетается в заговоре с более общей коммуникативной неопреде­ленностью: заговор — это не вполне умопостигаемое пожелание, неизвестно к кому и непонятно на каком основании обращенное.

Однако за этой уклончивостью и невразумительностью стоит бо­лее глубокий коммуникативный смысл: представить колдующего как часть потустороннего и, следовательно, неумопостижимого мира. Все это и создает атмосферу фасцинации (чародейства, кол­довства). Коммуникативная стратегия заговора состоит в том, чтобы творящий заговор ощутил себя причастным сверхъестественному миру, внушил это другим, включая неземные силы, и каким-то чудесным образом помог человеку.

Таким образом, для заговора характерна принципиальная не­определенность (неясность, туманность, загадочность) основных компонентов заговорного речевого акта — его участников (адре­санта и адресата), самой ситуации заговора, его языка и, нако­нец, собственно содержания заговорного текста.

На основе заговорных формул сложились некоторые другие жанры фидеистического слова: проклятие, оберег, благословение, благопожелание, клятва, анафема, экзорцизм (изгнание бесов). К заговору восходит такой своеобразный жанр детского фолькло­ра, как считалка.

На основе заговорных формул, психологических и коммуникативных моделей заговорных текстов сложились некоторые другие жанры фидеистического слова: проклятие, оберег, благословение, клятва, анафема, экзорцизм. Кроме того, к заговору восходит такой своеобразный жанр детского фольклора, как считалка.

Дай Бог вам жыць у раскошы,

Мець торбу грошай…

Каб багатыя былi

(Восточнославянский фольклор, 1993, 298).

К заговорам восходят ласковые утешения детей: У кошки боли, а у Пети заживи, шутливые приговорки вроде С гуся вода, а с тебя (или с Пети) худоба! и т.п.

Эволюция коммуникативно‑познавательных возможностей загадки

41. Древнейшие загадки как мифологический катехизис[80]

Ритуальный обмен загадками назывался brahmodya — собственно ‘рассуждения о Брахмане’ (Брахман — высшая суть, абсолют, творческое начало; верховный Бог, творец, проявление абсолюта), буквально — ‘брахманоговорение’ (Елизаренкова, Топоров, 1984, 18).

Корпус ритуальных загадок включал несколько жанровых разновидностей вопросно‑ответных последовательностей, в соответствии с разными фазами ритуала. Совокупность ведийских загадок brahmodya в целом содержала жреческое учение о сотворении мира, его главных ценностях и должном порядке поклонения и служения Брахману. Ниже приводится фрагмент ведийских ритуальных загадок и отгадок по работе: Елизаренкова, Топоров, 1984, 19—20 (в переводе авторов исследования)[84].

И приносящий жертву утверждается в этом мире.

И приносящий жертву овладевает благочестием.

Кто это движется одиноким? И кто снова рождается?

Что лекарство от холода ? и что великий посев ?

Солнце движется одиноким.

Луна снова рождается.

Огонь — лекарство от холода.

Земля — великий посев.

Какое светило подобно солнцу? Какое озеро подобно океану?

Что шире земли? Чему не найти меры?

Брахман — светило, подобное солнцу.

Небо — озеро, подобное океану.

Индра шире земли.

Корове не найти меры.

В кого вошел Пуруша? Кто обосновался в Пуруше?

Это, о брахман, мы тебе загадываем. Что ты нам тут ответишь?

В пятерых вошел Пуруша.

Они обосновались в Пуруше.

Вот что я тебе возражу. Ты не превосходишь меня изобретательностью.

Что было первой мыслью? Что было великой птицей?

Кто был тучным? Кто был темным?

Небо было первой мыслью.

Конь был великой птицей.

Овца была тучной.

Ночь была темной.

42. О дидактической ценности вопросно‑ответного изложения

В дальнейшем развитии языковой коммуникации и речевого мышления выдающуюся роль сыграли две черты катехизических мифов творения: во‑первых, сама вопросно‑ответная структура таких текстов и, во‑вторых, то образное видение мира, которое и составляет суть загадки: ведь загадка, как известно, по‑новому показывает знакомое — всегда неожиданно, иногда парадоксально. Поэтому загадки удивляют и радуют.

Азбука образного мышления

Природа загадки связана с одним из фундаментальных свойств человеческого мышления — со способностью или умением человека видеть сходство и несходство разных предметов (явлений, событий) и на этой основе понимать связи предметов, их роды и виды, различать в окружающем мире общее, частное и особенное. Наиболее ранние проявления этой способности человеческого сознания запечатлены, во‑первых, в языке — именно в развитии переносных (вторичных) значений слов[87]— и, во‑вторых, в фольклоре — в древнейших загадках.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector