Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Кафедра русского устного народного творчества
проект «Русский фольклор в современных записях»
РУССКИЕ ЗАГОВОРЫ И ЗАКЛИНАНИЯ
Материалы фольклорных экспедиций Московского государственного университета
Под редакцией профессора В. П. Аникина
Издательство Московского университета
Подготовка текста, классификация, вступительная статья, предметно-именной указатель и пояснения В. П. Аникина.
Сведения о месте и времени записи В. А. Ковпика.
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета.
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект 95-04-16178.
Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953 — 1993 гг. /Под ред. В.П.Аникина. — М.: Изд-во МГУ 1998. — 480 с. — (Русский фольклор в новых записях).
Издание содержит систематизированное собрание заговоров и заклинаний, записанных преимущественно на Русском Севере в последние десятилетия, и является первой книгой из серии «Русский фольклор в новых записях».
Для студентов, преподавателей университетов и всех, кто интересуется русским фольклором, магией и художественным творчеством.
. . Заговоры, а с ними вся область народной магии и обрядности, оказались тою рудою, где блещет золото неподдельной поэзии.
Собиратели и сотрудники
Заговоры записаны в 1953-1993 годах.
Записи пятидесятых годов представлены в сборнике выборочно из-за неполноты «паспортных» сведений. Записи осуществили студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники кафедры:
Авдеева Л.В., Агапкина Т.А., Айвазян С.Г., Алпатов С.В., Анатненко Н.А., Анашкина Н.В., Андросова Е.В., Аникин В.П., Анисимова О.М., Анищенко Г.А., Апресян В.Ю., Арестова Т.А., Архипова С., Афанасьева М.В., Бабенко Л., Бабина Т., Балашова О.Б., Балыкова Г., Бартюкова И.Н., Башкеева В.В., Бездетный Г., Беззубкина Н.В., Белкина, Беляева И.А., Блинкова Л.А., Боброва Г., Богданова Е.Ю., Богомолов Н.А., Борисов Е.В., Бородин П.А., Бородько Р.Г., Бочарникова М., Братина, Браудо М., Букреева Е.А., Булавина Е.Л., Бутенко И., Бычкова Г.Н., Бычкова Е., Варганова В.В., Васькина Е.М., Вдовченко Н.В., Велинская В., Величко Ю.М., Видова О.В., Власова Г.И., Войкалович Е.В., Волканова В.Н., Волков С.В., Волковская М., Волохова Т.В., Воробьева И., Воронков А.А., Воскресенская Т., Воюшина И., Гамали О.И., Гачева А.Е., Гидаспова Н., Гинодман Е.М., Горбунова Е.А., Грибанов А., Грибовская Г.В., Григорьева Г., Гудкова И., Гужавина Н.А., Гуржий Т.Г., Гурьянова Г.И., Гусева Н.В., Гутякулова А.М., Двинянинова, Двойнишникова И.Г., Денисова Л., Добровольская В.Г., Дубенский Н.Н., Дубовик В.В., Егорова И.В., Еремина Н.В., Ермолаев М.С., Ерошкина О.А., Житкова В., Жукова И.Л., Заковоротная Л.И., Зарецкая З.Р., Захарова Н.В., Заюнчковская З.Ю., Зелинская Е.А., Землянская Н., Злобин В.Ф., Злобина Н.Ф., Золотарева М., Зорина Г.А., Иванов Б., Иванов М.О., Иванова А.А., Иванова И.В., Иванова (Тимонина) Н.Р., Иевлева В.Н., Изряднова (Ведерникова) Н., Ипатова Н.А., Исадченко Б., Исаева А.К., Кабанова Г.И., Калакуцкая Е.А., Калло Е.М., Карапаева B.C., Карпова М.Г., Карпыч Ю.Б., Карсеова М.И., Карцева Н., Каскина Ю.У., Кербелите Б.П., Кимрякова, Киндякова И., Китаева Н.В., Кищенко И.Н., Ковач А.А., Ковшова М.Л., Колпаков К.В., Кондрадова В., Кондратьева Н., Коневец Л.А., Ко- 474 невникова В., Коновалова Т.А., Копанцова Л.А., Коробова А.В., Королева Е.Е., Королькова Е.К., Кочетов В.Н., Кривенкова Г.И., Кривощапова Т.В., Круглов Ю.Г., Круня Г.И., Кручинина М.Н., Крылова Н., Крымская Н.Г., Кузин B.C., Кузьмин А.А., Кузьминская М., Кулагина А.В., Кулиева Д., Кучерская М.А., Лавренчук Н.В., Лазарева Т., Левицкая Н.Н., Либо М.В., Литвак О.Я., Литвина А.Ф., Литвиненко Е., Лобанова И.В., Лободанов А. П., Лобьщина М.В., Лукашова Т.А., Лялина Т.А., Майорова О.Е., Малашонок М., Малий Е.В., Малькова Н.Н., Мандрикова Т.Г., Мардонова А.Б., Маркова Е.Б., Маркова Н.А., Массарани А.М., Матюхина Е.А., Мельникова Е.В., Милентьева Н., Миронихина Л.Ф., Михалева И.М., Михеев А., Мурысова О.В., Мутовкина, Налепин А.Л., Негуняева М.Е., Незванкина Л., Нестерова В., Неткасова М.Ю., Нехай Л.В., Никитина А.В., Никитина С.Е., Николаева С.Ю., Николаева Т.П., Никольникова Г., Новиков Ю.А., Новлянская 3., Носков С.Ю., Носкова И., Обижаева М.Г., Овчинникова, Одинцова И., Ожегова С.С., Орлова Т., Панаева Д., Панина И.В., Панков А., Панюшкина М.В., Перепелкина Е.А., Песина Н.Л., Песков А.М., Петрова Г.Н., Петрова М.И., Петрухненко Л.Я., Пешков И., Плиско Е.Ю., Полиектова Е.Е., Полищук Е.И., Поскребьицева В., Потапова, Притулина Н., Пронина И.Б., Пушкарева О.В., Ремезова Е.А., Ригина Т.Ю., Римская-Корсакова Н.Н., Рогачевская Е.М., Рогова А.И., Рошпор Л., Русакова А.Г., Рыбакова Л.И., Рычагова Е.Ю., Рютина Т.В., Рябинина Н.А., Рябкова Н.В., Рябчикова В., Сабитова И.В., Савинский В.Г., Савушкина Н.И., Саркисян И., Сатыренко А.С., Сафонова О.Ю., Сафронова М., Сверчкова О.Н., Свиридова Н., Семендина П.Б., Сердюк С.В., Середина Н.П., Сенкевич О.П., Сиротина Т., Смирнов Ю.И., Смирнова М., Соломина М., Сорокина С.П., Степаненко В.А., Степанова Т.А., Строй А.В., Субботина С.С., Сущенцова О.Л., Теплова Г.М., Токарева Е.И., Толкачева О.Н., Топорова Т.Ю., Триус И., Тростникова Е., Трубицина Г.И., Трубчанинов Д.К., Тюнина Е.А., Уткин А.А., Ушнова М.В., Фадеева Л.В., Фалькович М. А., Федоров Б., Фляш М.М., Фомченкова С.Ю., Харина Н.Е., Харинова Л., Харитонова В.И., Хачатурян В.М., Цветкова Е., Цветкова О.В., Чапчахова Н.Ф., Чеботарева Е., Чеканова Е.Л., Черемовская О., Черкасов В.А., Чернелев В.Д., Чирухина О., Чистяков В.А., Чубасова И., Чугунов А.А., Чуприна Ю.С., Шапорова Л., Шаталова Н. С., Шатская, Шведова (Шувалова) Л. П., Шевченко Е.А., Шеина Л., Шемякина Е.П., Шендерей И.В., Шешунова С.В., Шилина М., Шмелева Т.В., Шопин, Шувалова Л.Б., Щекодина 3., Щуплова Т., Эминова А., Эпштейн М., Юдина Н.Б., Юревич С.В., Юрин Н., Юхневич М.Ю., Ярембаш Т.И.
На разных этапах работы над сборником (поиск материалов в архиве, составление «паспортных» сведений, копирование и сверка копий с записями) принимали участие: С. В. Алпатов, В. П. Аникин, Т. Г. Гуржий, Т. Б. Дианова, Н. Ф. Злобина, А. А. Иванова, В. А. Ковпик, А. В. Кулагина, Н. И. Савушкина а также: И. С. Брилёва, Ж. В. Дунаева, Ю. Л. Давыдова, Е. Ю. Живица, Н. Д. Крылова, Т. В. Кузьмук, Е. В. Татарчук, А. В. Тузиков, М. В. Ясинская и другие студенты, аспиранты и сотрудники факультета.
Подбор материалов для разделов сборника произвели:
Детские заговоры — Г. Б. Дианова,
Любовные заговоры и приговоры; Свадебные заговоры, приговоры и обереги; Семейные заговоры, молитвы и разлучные слова — Н. Ф. Злобина.
Домоводческие и хозяйственные заговоры; Промысловые заговоры-А, А. Иванова.
Лечебные заговоры — С. В. Алпатов.
Житейские и общественные обереги; Заговоры от покойника и похоронные — В. П, Аникин, А. В. Кулагина.
Заговоры в своей массе публикуются впервые. Небольшая их часть была ранее опубликована в следующих изданиях:
А. А. Ивановой: Вятский фольклор. Заговорное искусство. Котельнич, 1994 (Котельнический районный отдел культуры Кировской области. Вятский региональный центр русской культуры); Заговоры и заклинания Пинежья. Карпогоры, 1994 (Моск. гос. университет им М. В. Ломоносова, Пинежский районный отдел по культуре и искусству);
М. И. и А. М. Песковыми: Обереги и заклинания русского народа. М., «Крон-пресс», 1993;
Н. И. Савушкиной (редактор): Обрядовая поэзия Пинежья. Материалы фольклорных экспедиций МГУ в Пинежский район Архангельской области (1970-1972). М., изд-во Моск. гос. ун-та, 1980;
Ю. И. Смирновым и В. Н. Ильинской: Встану я благословясь. Лечебные и любовные заговоры, записанные в части Архангельской области. М., «Русский мир», 1992.
Читайте также:
|
уста не растворяются, сердце не сокрушается. Так бы и у (имярек) сердце бы не сокрушалося, кровь не разгоралася, сама бы не убивалася, в тоску не вдавалася. Аминь. |
На море на окиане,
на острове на Буяне
на том столбе стоит дубовая гробница:
в ней лежит красная девица,
кровь у нее не разгорается,
ноженьки не поднимаются,
глаза не раскрываются.
Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 51 | Нарушение авторских прав
Тема: Заговоры
1. Определение заговора, его происхождение, связь с мифологическим мышлением.
2. Основные тематические группы заговоров.
3. Поэтика заговоров. Особенности композиции и сюжета.
4. Специфика бытования заговоров, публикации.
Среди других видов устного народного творчества заговоры занимают своеобразное место. От прочих жанров фольклора (песни, сказки, былины, легенды и т.д.) они отличаются прежде всего тем, что представляют собой средства для достижения определенной практической цели. Заговоры тесно связаны с бытом, они утилитарны. Однако в них налицо и несомненные проявления неосознанно-художественного отражения мира.
В кратком определении заговор есть традиционная ритмически организованная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей.
Мы относим заговор к обрядовой поэзии, потому что словесная формула заговора обычно сосуществует с действием, причем действие и слово оказываются взаимообратимыми и тождественными по функции. Предполагается, что одной и той же цели можно достичь и с помощью слова, и с помощью действия. Часто словесная заговорная формула представляет собой только словесное выражение, словесное описание, изображение совершаемого действия.
По вопросу происхождения заговоров высказывались различные точки зрения. Так, мифологи, в частности А.Н.Афанасьев , определял заговоры как обломки древних языческих молитв и заклинаний. Наиболее яркими примерами таких молитв считались тексты, содержащие обращения к природным стихиям – месяцу, звездам, солнцу, заре и т.д.
Мифологическому противопоставлено формалистическое определение заговора как сравнения и психологическое определение сравнения как ассоциации.
Потебня и Зелинский (конец 19 – начало 20 века) утверждали, что в основе заговоров лежит не молитвенное обращение к языческим стихийным божествам, а примета, простое восприятие явлений, ассоциация как первичная функция сознания, свойственная человеку еще на до-языковой стадии его существования.
Если углубиться в древность, можно убедиться в том, что из древнейших времен восточнославянские племена вынесли промыслово-хозяйственные заговоры. По общему взгляду на заговоры, свойственному первобытнообщинному периоду, успех в охоте и скотоводстве зависел от того, насколько данный охотник или владелец стада знал нужные заговоры.
Особенно обширную группу составляют заговоры, применяемые в домашнем обиходе крестьян и горожан. Все их мы можем назвать бытовыми заговорами. Это заговоры для призывания или отогнания нечистой силы, от пьянства, свадебные заговоры и особенно распространенные в быту – лечебные.
^ Социальные заговоры. Обширна группа заговоров, регулирующих отношения людей в обществе: заговоры от злобы лихих людей, заговоры на подход к начальству, заговоры для идущего в суд, заговоры на ратное дело, на укрощение жестоких господ и.д. Особое место среди них занимают заговоры, касавшиеся семейно-брачных отношений.
Хотя заговаривающий осенял себя крестом, именовал себя рабом Божьим, тем не менее формула о рабе, выходящем из избы в поле воротами, удержала в себе элементы языческого обряда. Далее могли идти слова о фантастическом умывании, одевании утренним светом. Более абстрактна следующая часть – эпическая (3). В эпической части заговора встречается ряд традиционных мотивов: мотив чудесной щуки, мотив красной девицы, сидящей на камне и шьющей красной ниткой (на остановку крови), мотив сметания или смывания болезни.
Исконными, существующими до принятия Русью христианства в заговоре могли быть следующие элементы композиции: словесное изображение обрядового действия в зачине, эпическую часть, императивную часть с перечислением пожеланий и требований, а также закрепку. Заговорам дохристианской поры могла быть чужда молитвенность, заговор требовал, вынуждал воображаемые силы природы действовать в согласии с волей человека. Слияние заговора с молитвой произошло в более позднее время.
В заговоре видится влияние других жанров фольклора: сказочные средства, образы из загадок, заимствования из лирики. В заговоре встречаются фольклорные постоянные эпитеты: поле – чистое, леса дремучие, темные; звезды частые; цветы лазоревы; горы – высокие; пески – желтые; сердце – ретивое; очи – ясные; тело – белое; голова – буйная; молодец – удалый, добрый.
Для заговора характерны глагольные окончания ритмически соразмерных синтаксических частей, то есть заговор нередко является стихом:
Едет Егорий храбрый на белыим коне,
Златым венцом украшается,
Булатным копьем подпирается,
С татем ночным встречается.
Заговор сохранял многочисленные лексические повторы, а также повторения однажды выбранного синтаксического строя.
1.
Аникин В.П. Русский фольклор. – М.,1987. – С.94-119
2.
Петров В.П. Заговоры// Из истории русской советской фольклористики. –Л.,1981. – С. 77-142
3.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забылиным. – М., 1880 (репринтное издание – 1992)
5.
Русские заговоры и заклинания. Под ред. В.П.Аникина. – М., 1998
6.
Федорова В.П. Человек и слово в заговорах: Южное Зауралье. Конец ХХ века. _ Курган, 2003.
Классификация и поэтика заговоров.
Заговор – это традиционная ритмическая организованная словесная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей. Заговору приписывали безусловную силу принудительного воздействия на людей и природу прежде всего в силу того, что он особым образом ритмически организован. Однако заговор – это не только словесная формулировка, это еще и обрядовое действие. То есть в заговоре слово неотрывно от действия. Заговоры произносятся в определенное время, в определенном месте и определенной манерой. Заговоры делятся на белые и черные. Белые – это которые приносят пользу, черные-вред. Есть заговоры: промыслово-хозяйственные, любовно-брачные, лечебные, заговоры на ратное дело, заговоры на порабощение жестоких господ. Тематика разнообразна. Отличительной чертой заговоров является обращение к явлениям природы или к самой природе: солнце, ветер, небо, воздух. У заговора строго определенная композиция. Заговор начинается с молитвенного вступления или позднее появляется просто зачин, после зачина идет эпическая часть, после эпической части и дет главная часть- императивная и в конце идет зааминивание.
Для заговоров характерно использование средств художественной изобразительности. Таких как эпитеты (золотой). Встречается такое явление как палиология, т.е повторение каждой последующей строкой заключительных строк предыдущей, для заговора характерны глагольные окончания. Огромное влияние оказал церковно-книжный стиль, т.е. обороты разные, обращения.
detector