Как священноначалие предало царя заговор архиереев

Многие задают справедливый вопрос: а что же Церковь? Почему она не остановила этот процесс? У Церкви есть ответ: при видимом благополучии Церковь была по рукам и ногам скована государством. Конечно, государство было православным, царь был православным, но Церковь была лишена самого важноговозможности говорить людям, не оглядываясь на власть, Божию правду об их духовном состоянии, давать оценку, с духовной точки зрения, политическим процессам в обществе. Церкви было запрещено обращаться с таким посланием к людям, потому что главой Церкви был государь, и он говорил от ее имени.

В предреволюционное время натиск на Царскую Россию вели не только пиджаки и мундиры, но и смиренные рясы, а этим последним Патриарх был нужен лишь для опоры их революционных замыслов и вожделений. Князь Н. Д. Жевахов

4 ноября 2017 года Патриарх Кирилл выступил с проповедью на тему событий Смутного времени 1612 и 1917 годов. В ней он открыто обвинил Царскую власть, приравняв её действия к ущемлению Церкви, и как следствие этого – обвинил в грехе свершившейся революции. Несмотря на всю громкость сказанного Патриарх РПЦ МП не одинок в своей оценке тогдашних событий. Именно так же, сто лет назад высказывались и многие владыки, известные священники, и даже монахи Русской Церкви. Но справедливости ради надо заметить, что именно их действия по сознательному или не осознанному расшатыванию устоев Русской Монархии и Русской Государственности и привели к известным событиям 1917 года. Не Царская власть была виной падения нравственности и веры в обществе, и в итоге – революции, а те самые владыки, чьими руками был отнят от среды Удерживающий (см. Второе послание к Фессалоникийцам Апостола Павла гл 2, ст. 6-7).

Первым (после всех потрясений февраля-марта 1917 года) событием всероссийской важности событием Церковной жизни стал Поместный собор. «Открывшийся в Москве 15 августа 1917 г. Поместный собор Православной российской церкви (высший орган управления РПЦ, обладающий полнотой церковной власти) привлек к себе внимание общественности… На собор было избрано и назначено по должности 564 церковных деятеля: 80 архиереев, 129 лиц пресвитерского сана, 10 дьяконов из белого (женатого) духовенства, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян. Он воспринимался как Церковное Учредительное собрание.


Поместный Собор РПЦ 1917 г.


Юнкера в Кремле. 28 октября 1917 г.

Не умаляя подвига святителя Тихона и просиявшего в те годы сонма новомучеников и исповедников Российских, вспомним на фоне каких именно событий проходили выборы. В момент, когда решался вопрос о Патриархе, на улицах Москвы и Петрограда умирали лучшие представители Русской Императорской Армии – юнкера и кадеты, совсем молодые люди, а подчас и вовсе мальчишки. В это же время святой Царь Николай с Семьей находился в заключении в Тобольске, оставленный и Церковью (за исключением всего нескольких архиереев, сохранивших верность Ему) и народом (в значительной своей массе совершившем клятвопреступление – измену Присяге). Удивительно ли после этого, что когда Царь с Его святой Семьей был мученически убит, а оказавшие сопротивление оккупантам белые воины расстреляны или рассеяны, маховик сатанинского террора докатился и до Церкви? (Здесь и далее курсивом комментарии редакции).

30 и 31 октября тайным голосованием были определены три кандидата в патриархи: архиепископы Антоний (Храповицкий), Арсений (Стадницкий) и митрополит Тихон (Белавин). 2 ноября было назначено избрание патриарха на 5-е число. Эта процедура должна была проводиться путем извлечения жребия с именами кандидатов, в храме Христа Спасителя (Успенский собор в то время был недоступен, поскольку Кремль был занят большевистскими отрядами, подавившими вооруженное восстание юнкеров).

5 (18) ноября 1917 г. патриархом был избран митрополит Московский Тихон (Белавин).

Через несколько дней, 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялась интронизация (настолование) Тихона. В Российской церкви появилась, по сути, неограниченная власть церковного монарха, подотчетного лишь Поместному собору. Вскоре, 28 ноября, определением Св. синода были возведены в сан митрополита пять архиепископов: Харьковский Антоний (Храповицкий), Новгородский Арсений (Стадницкий), Ярославский Агафангел (Преображенский), Владимирский Сергий (Страгородский) и Казанский Иаков (Пятницкий). Таким образом, было расширено число митрополичьих кафедр: вместо трех, их стало восемь (Линия, начавшаяся в те годы, продолжается и сейчас – теперь митрополитов уже десятки, а епископов – сотни только в РПЦ МП, а во всех осколках-юрисдикциях и того больше).

Однако патриарх Тихон от участия в освобождении Романовых отказался, сказав, что сделать для них ничего не может, и предпочел ограничиться передачей Николаю II большой просфоры и своего благословения.

Полученные же деньги он распорядился по прямому назначению не тратить, а отложить их для церковных нужд. Вследствие чего в Тобольске сложилась такая ситуация: с одной стороны, епископ Гермоген, не смея ослушаться патриарха, прятал в окрестных монастырях материальные ценности, предназначенные для выкупа царской семьи. С другой, большевики Сибири и Урала также не могли получить узников, поскольку опасались хорошо вооруженного отряда охраны, состоящего из трехсот человек. Вскоре, 22 апреля 1918г., из Москвы в Тобольск прибыли полторы сотни красноармейцев, возглавляемые особоуполномоченным советского правительства В.Яковлевым, доставившим полугодовое жалованье для охраны семьи Николая II. В результате Царская семья была выкуплена и увезена в столицу Урала на свою Голгофу.


Икона Снятие Пятой Печати, Москва, Сретенский монастырь

В воспоминаниях… офицера С.Маркова указанный пример приводится…: в качестве слабости верноподданнических чувств и отсутствия монархической ревности у патриарха Тихона (Марков С.В. Указ. соч. С. 250).


Пророческая икона Царя Николая II


Клейма на пророческой иконе Царя Николая II

Церковной иерархии и приходскому духовенству РПЦ принадлежит одна из определяющих ролей в установлении на местах новой власти. Тому способствовали обращенные к пастве проповеди и призывы о необходимости мира, смирения и спокойствия, а также резолюции по политическим вопросам различных съездов и собраний православного духовенства и мирян.

Политика, проводимая весной и летом 1917г. центральной и местными духовными властями, а также светским правительством, свидетельствовала о их полном союзе по многим вопросам: об отношении к изменению в стране формы правления, о предоставлении народу гражданских свобод, доведении войны до победного конца и проч. Разногласия между церковью и государственной властью возникли лишь в конце июня – после решения Временного правительства передать церковные школы в ведение Министерства народного просвещения.

[3] По оценке историка Ю.И.Кирьянова, правые партии накануне Февральской революции являлись наиболее многочисленным партийным объединением в России (Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911— 1917 гг. Указ. соч. С. 417).

Последствия этого предательства по сей день мы ощущаем на себе. До тех пор пока не произойдет всенародное покаяние и возвращение к богослужебным текстам дореволюционного времени, над нашим народом будет довлеть предательство нашими предками Христа, царя и веры православной.

Бабкин М.А. Священство и Царство. Россия, начало XX века – 1918 год. Исследования и материалы.
– М.: Индрик, 2011. – 920 стр.

Монография профессора кафедры отечественной истории новейшего времени РГГУ Михаила Бабкина посвящена теме взаимоотношений православного духовенства (прежде всего высшего) с государственной властью Российской империи в предреволюционные 1904–1917 годы.

№ 7. Архипастырское послание к камчатской пастве викария Владивостокской епархии, епископа Камчатского и Петропавловского Нестора (Анисимова) 1

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Возлюбленная о Господе вверенная мне Камчатская паства.

Ныне совершилось великое обновление великой России.

Прежнее правительство Российской Державы совершенно распалось. Бывшего Российского Императора окружали лица в большинстве случаев не соблюдавшие интересов своей Родины – глухие и слепые в своей совести к нуждам и всем жизненным запросам многомиллионного русского народа. Условия существования и жизнь русского народа становились время от времени всё тяжелее и невыносимее. Угнетаемые, бедные, гонимые, нуждающиеся – все эти бывшие верноподданные своего Царя не могли большей частью получать царской милости, так как высокая стена, состоявшая из бывших сановных правителей, была непроницаема и заслоняла Царя от народа.

Таким образом Царь не мог знать всей правды и нужды народной. Смотрите, последнее время все лица, стоявшие у власти, менялись почти ежедневно, как холодные компрессы на больном теле России (слова нового Петроградского Митрополита Андрея 1 ), это служит доказательством, что не стало верных помощников, правителей и слуг у Царя. К тому же немцы – враги наши – заполонили всю Россию. А немцы – это аспид, ядовитый змей, которого надо обессилить совершенно, дабы спасти от них наше Отечество и Святую православную Веру.

Сам бывший Российский Император Николай II-й, сознав и убедившись в неверности своих слуг и в несостоятельности всего бывшего правительства, которое привело Св. Русь к полной разрухе, желая России обновления для блага её народа и победы над врагами-немцами, великодушно, смиренно сложил с Себя Царскую Корону и Сам же просит весь русский народ единодушно без раздоров и волнений вывести России из угрожающей ей погибели на путь победы, благоденствия и славы.

Сейчас нам нужно слушать голоса Государственной Думы, из которой и составилось Временное Правительство. Мы все ныне присягнули нашей совестью этому новому Временному Правительству, а потому должны исполнять по совести, любя нашу Родину, всё, что Временное Правительство повелевает нам делать на пользу и на защиту Её от врагов наших – немцев. Временное Правительство призывает нас к мирной работе и исполнению каждым своего долга службы на спасение России.

Нестроения, раздоры, распри и все смуты недопустимы совершенно. Обратите внимание! Перемена Правительства совершается без пролития крови, в полном здравом и трезвом сознании переживаемого нами великого момента. Самый скверный преступник России в настоящее тяжёлое время войны – бывший военный министр Сухомлинов 2 – и то не растерзан народом, но с него лишь публично в здании Государственной Думы сорваны погоны, как с недостойного носителя звания и чести русского воина, а суд над ним ещё будет впереди. Немцы при помощи подобных Сухомлинову изменников принимали все меры к тому, чтобы в России была смута, внутренние беспорядки, кровавая братоубийственная революция, и тогда они, конечно бы, победили Россию, и была бы великая беда и полное порабощение нас немцами.

Но Бог не попустил этой беды за молитвы праведных, за веру Русского народа и за любовь его к своей Родине. Обновление России произошло сознательно и спокойно – вопреки злым стараниям немцев взбунтовать русские войска и народ. Но войска и народ дружно будут отстаивать усиленный натиск врага, который увидал сейчас и дрогнул, что Россия спокойна, сильна, неустрашима и упорно верна в своём намерении довести войну до победоносного конца.

По причине вышеизложенных обстоятельств, нам всем, братия, необходимо в единодушии сознательно мирно продолжать нашу жизнь и работу на пользу обновляющейся России, и всеми силами и мерами помогать нашему доблестному воинству нанести решительный и смертельный удар врагам нашим немцам. Таким образом мы дадим возможность и поможем Временному Правительству и Русской армии исполнить великую работу обновления и спасения нашего Отечества.

Призывая Божие благословение на всех нас, прошу вас, как ваш Архипастырь, соблюдать мирное течение жизни и не нарушать подчинения по долгу вашей совести Временному Правительству, а также прошу усиленных молитв за Великую Державу Российскую и за Великое Российское Воинство. Такова наша настоящая обязанность.

Всякие же личные счёты и выгоды, вражды, партийность, злобная ненависть друг к другу, хулиганство и пьянство всегда вредны для мирного течения жизни и порядка, а особенно неуместны и недопустимы в настоящее тяжёлое время. Аминь.

Камчатский листок. Петропавловск-на-Камчатке, 1917. № 790. С. 3–4.

1 В действительностти епископ Уфимский Андрей (князь Ухтомский) был лишь одним из двух кандидатов на петроградскую митрополию. Свободным голосованием клира и мирян 24 мая 1917 г. на столичную кафедру был выбран викарий петроградской митрополии епископ Гдовский Вениамин (Казанский).

2 Сухомлинов В.А. (1848–1926) – генерал от кавалерии, генерал-адъютант. В 1908–1909 гг. – начальник Генштаба. С 1909 г. по 13 июня 1915 г. – военный министр (отстранён от должности в связи с обвинением в государственном преступлении). В 1916 г. арестован за неподготовленность русской армии к Первой мировой войне; под следствием. В 1917 г. приговорён к пожизненному заключению. В 1918 г. освобождён большевиками от заключения по старости и состоянию здоровья. В эмиграции в Германии.

№ 8. Из резолюции собрания духовенства 1-го благочиннического округа Тихвинского уезда Новгородской епархии

14 марта 1917 г

ПОСТАНОВЛЕНО: […] 2) Чтобы духовенство [благочиннического] округа не стояло в стороне от совершающихся событий, а принимало бы в разъяснении их деятельное участие и равно участвовало бы по возможности на всех народных собраниях, умеряло бы страсти и удерживало их от произвола; 3) Избрать в уездный комитет представителем о. Константина Синозерского; […] 5) послать приветственную телеграмму обер-прокурору Синода [В.Н.] Львову, высказав пожелание о скорейшем созыве всероссийского церковного Собора 1 ; […].

Тихвинские ведомости. Тихвин (Новгородской губ.), 1917. № 1. С. 4.

1 Текст телеграммы см.: Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. № 7. Часть неофиц. С. 332; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. 2008. С. 328.

№ 9. Резолюции съезда духовенства Бийского уезда Томской губернии

17 марта 1917 г.

Все средства, имеющиеся в руках духовенства, употребить на поддержание порядка и тишины в населении. Для сего с церковной кафедры и при каждом удобном случае разъяснять народу смысл совершившегося великого события.

19 марта 1917 г.

В отношении к политическим партиям, имеющим принять участие в агитационной предвыборной борьбе, духовенство полагает пастырским своим долгом держаться в стороне от резкой критики партийных программ.

По долгу совести каждый пастырь должен привлекать народные симпатии к принципам свободы, равенства и братства, лежащим в основах прогрессивных партий.

Цит. по: Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических, религиозных, национальных организаций в Алтайской губернии. (Март 1917 – ноябрь 1918 гг.) /Сост. Э.И.Черняк. Томск, Томский университет. 1992. С. 9.

Монография профессора кафедры отечественной истории новейшего времени РГГУ Михаила Бабкина посвящена теме взаимоотношений православного духовенства (прежде всего высшего) с государственной властью Российской империи в предреволюционные 1904 1917 годы.

Как показывает автор, еще до первой революции священноначалие проводило работу над литургийными текстами, принижая в них поминовение царствующей династии и преувеличивая титулование архиереев. Уже в вышедшем в январе 1900 года Служебнике исчезает вынимание на проскомидии специальной просфоры с молитвой за здравие царя.

Если учесть, что это издание и повторявшие его последующие выходили в Санкт-Петербурге в Синодальной типографии с грифом По благословению Святейшего Синода , то, как отмечает автор, это свидетельствовало о нежелании высшего духовенства поддерживать самодержавный строй (стр. 182).

В то же время в декабре 1898 года Синод принял определение о том, что местный архиерей на литургии будет поминаться как преосвященнейший (на сугубой ектении) и великий господин наш преосвященный (при великом входе).

Эти исправления вошли в изданный в 1902 году в Киеве Служебник .

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector