Устойчивость формы и содержания заговоров, схематизм структуры, повторность образов, однообразие формул, предельная их упрощенность — все это обычно толковалось как указание на консервативную, вековую неизменность заговоров, их архаическую исконность, уходящую в седую древность. Что заговоры это реликты, — в этом сходились и представители мифологической школы, и психологической, и историко-сравнительной.
Представители мифологической школы (Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев и др.) вопрос о сущности и происхождении заговора решали, рассматривая заговоры как обломки и остатки древнеязыческой мифологии.
Заговоры применялись во всех случаях и обстоятельствах жизни, как личной, так и хозяйственной и социальной: в случае болезни, неудачи в торговле, когда шли на суд, при падеже скита, чтобы вызвать любовь у женщины или же избавиться от любовной тоски, при выгоне скота в поле, перед началом кулачного боя и т.д. Заговоры произносились заблудившимся в лесу против лешего, против домового, против русалок. Существовали заговоры на выживание кикиморы, чтобы рожь хорошо росла, чтобы потух двора держался, чтобы лошади не выходили с паствы па другое место, при отыскивании кладов, от сглаза, от пули, чтобы свадьбу расстроить пли, напротив, укрепить. Наиболее распространенный вид заговоров — заговоры против болезней. Из 372 заговоров, помещенных в собрании Л. Н. Майкова, 6 8 275 относятся к числу последних.
…Совершенно естественно, если болезнь — это некоторое существо, которое вошло внутрь человека, обратиться к ней с просьбой уйти, оставить больного.
В других случаях пытаются отравить существование незванной гостьи нестерпимо-отвратительными запахами, выкуривая ее жжеными волосами, конским копытом, летучей мышью, сушеной жабой, чешуей и др. Лихорадку лечат большею частью накуриванием, производящим такой угар, что непривычного будет рвать, как от самого большого приема рвотного (Чубинский, I, 118).
Одним из способов удаления болезни является передача. Болезнь передают какому-либо другому существу или вещи.
Заговоры иногда встречаются с одним образом и с одной темой, но в большинстве случаев они комбинированные, т. е. соединяют несколько способов устранения болезни, несколько образов и тем. Комбинируется несколько приемов и соответственно несколько образов. Если заговор (Майков, 234) включает прием подрезывания черной болезни булатным ножом, то к нему же присоединяется прием смывания болезни, окачивания больного холодной водой. Смывание соединяется с передачей, формула словесного изгнания с выкуриванием. Приведенные выше заговоры представляют примеры таких комбинированных скрещенных заговоров, соединяющих заговаривание, словесное изгнание с передачей, смыванием, выкуриванием.
На анализе структуры заговоров мы имели возможность убедиться в производности содержания заговоров, вскрыть непосредственную связь образов в заговорах от болезни с соответствующим представлением о болезни и способе ее удаления. Персонификация любого житейского обстоятельства и события — отличительная черта мировоззрения, порождающего заговоры.
Поэтика заговоров весьма своеобразна в сравнении с поэтикой других видов фольклора и заключается в том, что в заговорах содержание непосредственно связано с формой, что форма заговоров находится в прямой зависимости от их содержания. Нигде так ярко не выступают мировоззренческие основы поэтики, как в заговорах. Любая и каждая из особенностей поэтики заговоров позволяет ощутить ее производность по отношению к мировоззрению, порождающему заговоры, обусловливающему их возникновение и развитие. И если в других видах фольклора, например в эпосе, в лирической или в обрядовой поэзии, весьма трудно и подчас невозможно вскрыть корни и пути, процесс образования той или другой поэтической формулы, образа, эпитета, сравнения и т. д., то генетические основы поэтики заговоров выступают перед нами со всей очевидностью и конкретностью, быть может не всегда пока исторически явной, но типологически во всяком случае прослеживаемой более или менее четко.
Среди заговоров можно различить несколько групп:
параллелистические заговоры, строящиеся на приеме сравнения;
заговоры с развитым центральным образом вне приема сравнения;
заговоры, представляющие собою обращения;
заговоры как формулы пожелания;
заговоры типа абракадабр и т. д.
Параллелистические заговоры-сравнения бывают двух типов:
заговоры с положительным
и заговоры с отрицательным сравнением.
Анализ показал, что ни один из образов, встречающихся в заговорах (железного тына, пылающих печей, горящих в печи дров, метущей девушки, щуки с железными зубами, Соломониды, смывающей уроки, богородицы с прялкой или же с ножницами) не является простым образом-метафорою, рассчитанной на чисто эстетическое восприятие.
Заговоры перестали бы быть заговорами, если бы заговорные образы не несли практически действенной функции. Как и сравнения, образы в заговорах — не изобразительные средства, но средства для достижения определенной утилитарной цели. Каждый данный образ: метущей девушки, смывающей Соломониды, стригущей Марии и т. д. связан с представлением, что болезнь можно смыть, смести, остричь, отрезать, удалить.
В силу того, что в заговорах сравнения и образы вырастают из общих представлений и общей цели, содержание сравнений и содержание образов в ряде случаев бывает тождественным.