Как возникли заговоры

Устойчивость формы и содержания заговоров, схематизм структуры, повторность образов, однообразие формул, предель­ная их упрощенность — все это обычно толковалось как указа­ние на консервативную, вековую неизменность заговоров, их ар­хаическую исконность, уходящую в седую древность. Что заго­воры это реликты, — в этом сходились и представители мифоло­гической школы, и психологической, и историко-сравнительной.

Представители мифологической школы (Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев и др.) вопрос о сущности и происхождении за­говора решали, рассматривая заговоры как обломки и остатки древнеязыческой мифологии.

Заговоры применялись во всех случаях и обстоятельствах жизни, как личной, так и хозяйственной и социальной: в случае болезни, неудачи в торговле, когда шли на суд, при падеже скита, чтобы вызвать любовь у женщины или же избавиться от любовной тоски, при выгоне скота в поле, перед началом кулачного боя и т.д. Заговоры произносились заблудившимся в лесу против лешего, против домового, против русалок. Существовали заговоры на выживание кикиморы, чтобы рожь хорошо росла, чтобы по­тух двора держался, чтобы лошади не выходили с паствы па дру­гое место, при отыскивании кладов, от сглаза, от пули, чтобы свадьбу расстроить пли, напротив, укрепить. Наиболее распрост­раненный вид заговоров — заговоры против болезней. Из 372 за­говоров, помещенных в собрании Л. Н. Майкова, 6 8 275 относятся к числу последних.

…Совершенно естественно, если болезнь — это некоторое существо, которое вошло внутрь че­ловека, обратиться к ней с просьбой уйти, оставить больного.

В других случаях пытаются отравить существование незван­ной гостьи нестерпимо-отвратительными запахами, выкуривая ее жжеными волосами, конским копытом, летучей мышью, сушеной жабой, чешуей и др. Лихорадку лечат большею частью накуриванием, производящим такой угар, что непривычного будет рвать, как от самого большого приема рвотного (Чубинский, I, 118).

Одним из способов удаления болезни является передача. Бо­лезнь передают какому-либо другому существу или вещи.

Заговоры иногда встречаются с одним образом и с одной те­мой, но в большинстве случаев они комбинированные, т. е. со­единяют несколько способов устранения болезни, несколько об­разов и тем. Комбинируется несколько приемов и соответственно несколько образов. Если заговор (Майков, 234) включает прием подрезывания черной болезни булатным ножом, то к нему же присоединяется прием смывания болезни, окачивания больного холодной водой. Смывание соединяется с передачей, формула словесного изгнания с выкуриванием. Приведенные выше за­говоры представляют примеры таких комбинированных скрещен­ных заговоров, соединяющих заговаривание, словесное изгнание с передачей, смыванием, выкуриванием.

На анализе структуры заговоров мы имели возможность убе­диться в производности содержания заговоров, вскрыть непосред­ственную связь образов в заговорах от болезни с соответствую­щим представлением о болезни и способе ее удаления. Персони­фикация любого житейского обстоятельства и события — отли­чительная черта мировоззрения, порождающего заговоры.

Поэтика заговоров весьма своеобразна в сравнении с поэтикой других видов фольклора и заключается в том, что в заговорах со­держание непосредственно связано с формой, что форма заговоров находится в прямой зависимости от их содержания. Нигде так ярко не выступают мировоззренческие основы поэтики, как в за­говорах. Любая и каждая из особенностей поэтики заговоров по­зволяет ощутить ее производность по отношению к мировоззре­нию, порождающему заговоры, обусловливающему их возникнове­ние и развитие. И если в других видах фольклора, например в эпосе, в лирической или в обрядовой поэзии, весьма трудно и подчас невозможно вскрыть корни и пути, процесс образования той или другой поэтической формулы, образа, эпитета, сравнения и т. д., то генетические основы поэтики заговоров выступают пе­ред нами со всей очевидностью и конкретностью, быть может не всегда пока исторически явной, но типологически во всяком слу­чае прослеживаемой более или менее четко.

Среди заговоров можно различить несколько групп:

параллелистические заговоры, строящиеся на приеме сравнения;

заговоры с развитым центральным образом вне приема сравнения;

за­говоры, представляющие собою обращения;

заговоры как формулы пожелания;

заговоры типа абракадабр и т. д.

Параллелистические заговоры-сравнения бывают двух типов:

заговоры с положительным

и заговоры с отрицательным сравне­нием.

Анализ показал, что ни один из образов, встречающихся в заговорах (же­лезного тына, пылающих печей, горящих в печи дров, метущей девушки, щуки с железными зубами, Соломониды, смывающей уроки, богородицы с прялкой или же с ножницами) не является простым образом-метафорою, рассчитанной на чисто эстетическое восприятие.

Заговоры перестали бы быть заговорами, если бы за­говорные образы не несли практически действенной функции. Как и сравнения, образы в заговорах — не изобразительные средства, но средства для достижения определенной утилитарной цели. Каждый данный образ: метущей девушки, смывающей Соломо­ниды, стригущей Марии и т. д. связан с представлением, что болезнь можно смыть, смести, остричь, отрезать, удалить.

В силу того, что в заговорах сравнения и образы вырастают из общих представлений и общей цели, содержание сравнений и содержание образов в ряде случаев бывает тождественным.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector