Когда мальчик должен заговорить

Все, что мы успеваем вложить в ребенка до трех лет, он потом развивает и использует.

Относиться к развитию речи ребенка настолько серьезно, насколько это возможно призывают родителей логопеды. Ведь правильная речь, заложенная в детстве, в будущем будет одним из ключевых факторов на пути к успеху.

— В каком возрасте надо впервые показать ребенка логопеду?

— Мы начинаем консультировать с раннего возраста, примерно с шести месяцев. В полгода малыш обычно гулит, интересуется игрушками и следит взглядом за предметом, реагирует на звуки. Если этого не происходит, надо обратиться к логопеду, специалисту по развитию речи.

Первое, на что надо обращать внимание, когда малыш растет — это понимание ребенком того, что говорят другие люди. Если он не понимает, что ему говорят, его собственная речь никогда не будет хорошей.

Обязательно надо идти к логопеду, если к двум годам ребенок не говорит или в три говорит так, что его никто не понимает. Перед школой важно показаться специалисту, и если есть проблемы, желательно успеть их скорректировать. Ведь любые нарушения устной речи отражаются на письменной. Таким образом, имеет значение как речь в целом, так и звукопроизношение. Бывает, что приходят на прием семилетние дети, которые ни разу не были у логопеда, а им нужна его помощь.

— Современный тренд в педагогике — индивидуальный подход. Как при этом, с одной стороны, не пропустить какие-то проблемы у ребенка, а с другой, не навесить на него ярлык отстающего в развитии, имеющего проблемы с развитием речи?

— Есть определенные рамки речевого развития, есть нормы. Когда идет речь об индивидуальном подходе, имеется в виду индивидуальный подход к коррекции, когда мы ориентируемся на возможности ребенка. В плане диагностики мы ориентируемся на норму.

— По норме во сколько ребенок должен начать говорить слова и предложения?

— Верно ли, что мальчики начинают говорить позже девочек?

— Да. И если мы видим, что мальчик понимает речь, но его речевое развитие задерживается, знаем, что можно чуть-чуть подождать как раз потому, что это мальчик.

— Почему может отставать речевое развитие?

— Причин много. Например, не созрели какие-то зоны коры головного мозга. Чтобы в этом убедиться, надо обратиться к неврологу, который может назначить специальные лекарственные препараты, стимулирующие речевое развитие. Опыт показывает, что работают они очень хорошо, особенно если параллельно проводится логопедическая работа.

Самый тяжелый вариант задержки речевого развития — на фоне органических поражений.

— Насколько однозначна корреляция между развитием умственных способностей и речи?

— Это аксиома. Нарушение интеллекта будет всегда отражаться на речи. Не может быть так, что ребенок с задержкой психического развития имеет норму речевого развития. Нарушение интеллекта — это прежде всего нарушение понимания обращенной речи. Случаются временные задержки речевого развития, но при этом ребенок понимает обращенную к нему речь. Если же интеллект нарушен, очень сложно корректировать речь. Безусловно, ребенок может заговорить, но останется вопрос, сможет ли он обучаться по массовой программе в дальнейшем.

Здесь важна квалифицированная профессиональная помощь и систематические занятия. Принципиально начинать их как можно раньше.

Есть определенные периоды интенсивного развития речи. Это возраст до трех лет. Все, что мы успеваем вложить в ребенка до этого возраста, он потом развивает и использует.

— Кто это делает обычно лучше — родители или специалисты?

— Лучше, если у ребенка с задержкой речевого развития в жизни будет детский коллектив. Мама неговорящего ребенка быстро понимает, чего он хочет, стоит ему лишь показать пальчиком. Малыш в результате находится в такой ситуации, когда ему не нужно разговаривать. Когда он приходит в сад, то вынужден общаться с людьми. Даже неважно, как это происходит на первом этапе, важна коммуникация. Если она есть, значит, речь развивается и наоборот.

Таким образом, порой общение с другим ребенком оказывает большее влияние на этот процесс, чем общение с мамой и папой. Очень важно создать к трем годам для ребенка условия, когда ему будет необходимо заговорить. Только давить на малыша не нужно. Это может привести к речевому негативизму, отказу разговаривать.

— Есть анекдот о том, что ребенок, молчавший до трех лет, вдруг сказал, что суп несоленый. У него спросили, что ж он раньше ничего не говорил. Малыш ответил, что до сих пор все было нормально. Подобную ситуацию в жизни можно представить?

— Да. Такое действительно может быть, хотя очень редко. Это речевой мутизм, отказ от речи на фоне сохранности других функций. От рождения такого быть не может, все дети, у которых нет органических нарушений, лепечут, гулят.

— Есть запущенные дети, которые не говорят чуть ли не до пяти лет. Каковы их перспективы?

— В Беларуси таких детей мало, потому что их вовремя выявляют соответствующие службы. Если сохранен интеллект, нет неврологических проблем, такая задержка речевого развития корректируется проще всего. Дети, лишенные внимания, испытывавшие дефицит информации, очень благодарные ученики и впитывают на лету, если с ними начинаешь интенсивно заниматься.

— Однако корректировка речи является очень трудоемким процессом, не так ли?

— Безусловно, это сложно. Чтобы ввести звук в речь, нужно много потрудиться. Логопедическая работа — это сотрудничество семьи и специалиста. Навык может сформировать логопед, но чтобы его довести до автоматизма, нужно работать дома. Речь идет о ежедневных занятиях, хотя бы по несколько минут.

Есть разные родители и установки. Порой нарушения звукопроизношения родители воспринимают спокойно, говорят даже, что это будет фишкой сына или дочери. И ничего нельзя сделать, если родителям неинтересно, чтобы ребенок говорил четко и правильно.

— В каком возрасте ребенок должен говорить чисто?

— Люди, которые на всю жизнь остаются с картавостью, шепелявостью, имеют какие-то особенности строения речевого аппарата?

— Нет, это лишь значит, что с ними не занимались. Не исключено, что родители дали ребенку всё, кроме правильной речи. Я всегда говорю родителям, что их ребенка везде в первую очередь будут оценивать по речи. Поэтому стоит вложить силы в ее постановку, корректировку произношения. Есть много взрослых и детей, не умеющих говорить хорошо и правильно, причем среди публичных людей.

— Как вы оцениваете значение различных школ раннего развития в контексте развития речи?

— Современные дети к шести годам и пишут, и читают, хотя по большому счету эти навыки должна прививать школа. Выросло поколение детей-жертв гонки вооружения между родителями. Мне кажется, что дети могли бы получить намного больше, общаясь с окружающим миром, чем просиживая за партой в 4-5 лет. Для учебы все же есть школьная программа.

Мы живем очень быстро, торопим детей научиться писать, считать, читать. К шести годам некоторые малыши порой говорят не на одном иностранном языке и усердно занимаются в школах раннего развития. Передозировка информации, речевой нагрузки может привести к тому, что у ребенка в пять лет могут появиться запинки в речи. Когда параллельно идет интенсивное развитие речи не в одном языке, головной мозг не справляется с этим и посылает сигналы, что пора остановиться. Это может привести к заиканию.

— Какие еще причины заикания?

— Это миф, что люди начинают заикаться только после испуга. Часто это случается в момент радости. Однако не каждый ребенок, который обрадовался или испугался, будет заикаться. Проблема возникает на определенной почве, которой может являться наследственность, частые соматические, неврологические заболевания. Я знаю случай, когда ребенок заикался, реагируя на детский сад.

Заикание волнообразно, никогда нельзя исключать появление рецидивов. Проблема может вернуться в момент переживания сильных эмоций, причем не всегда отрицательных. Понятно, что проблема решается комплексно. Отмечу, что это одно из немногих речевых нарушений, корректировка которого включает и логопедию, и медикаментозное лечение, и помощь психолога.

На мой взгляд, избавляться от заикания лучше всего в группе, так как там ребенок учится общаться. Ведь отличительная особенность заикания еще и в том, что наедине с собой человек может не заикаться, но стоит ему обратиться к собеседнику, проблема возникает.

— Да. И картина показывает, как важна мотивация для взрослых для исправления всех речевых проблем, если, конечно, речь не идет о распаде речи.

В настоящее время есть требования к звукопроизношению для поступления на ряд специальностей, причем не только артистических. Теперь заключение логопеда надо при поступлении в Суворовское училище, в Лингвистический университет. Таким образом, лучше обратить внимание на то, как говорит ваш ребенок и поставить ему звуки как можно раньше. Ведь теперь по речи встречают, а не по одежке.

Первый год промчался как один день, и вот вы уже переходите на новый этап развития, когда ребенок начинает говорить. Специально торопить события не нужно, пусть все идет своим чередом.

Не зацикливайтесь на рассказах соседки, у которой дочка в 10 месяцев чуть ли не стихами говорит.

Тем не менее полезно знать, во сколько лет дети начинают говорить, чтобы понимать, не отстает ли в развитии ребенок.

С момента появления малыша на свет и до 6 месяцев при общении с ребенком начинают закладываться основы его речи в будущем.

В 3 года ребенок с вами говорит, он умеет спрашивать и рассказывать предложениями. Знает, как зовут, сколько лет и даже где живет. Помнит прочитанную мамой, или папой понравившеюся книжку.

Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком ласково и нежно.

Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.

Где стимул для развития?

Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?

Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите интернет-курс

Благодаря этому курсу, вы научитесь:

Жмите на эту ссылку, переходите на страницу описания курса и определяйтесь с вариантом участия!

В 2 года кроха может уже говорить множество слов. Когда идет третий год жизни, он начинает выговаривать сложные предложения. Кроха умеет задавать вопросы, предлагать, отвечать.

Почти каждый ребенок, достигший 2 лет, начинает активно говорить, при этом ежедневно из его уст доносятся все новые слова. К 2 годам мозг малыша созревает, и он выражает свои эмоции разговором. Но, бывает и такое что речевое развитие вашего крохи может чуть запоздать. Давайте рассмотрим по каким причинам ребенок может начать говорить позже:

  1. Недоразвитие мускулатурной функции рта.

Малыш больше любит мягкую пищу, чем твердую, у него постоянно выпадает еда изо рта.

Ребенок в основном дышит ртом, мало говорит и к тому же невнятно, а также повышено слюноотделение – это означает, что у него недоразвиты мышцы рта. Зачастую такая проблема появляется из-за раннего отлучения от груди. Читайте о том, что делать, если ребенок не наедается грудным молоком>>>

Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:

  • Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
  • Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
  • Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
  1. Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.
  • Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге;
  • Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении?
  • Комментируйте каждое свое действие, показывайте и называйте предметы, которые его окружают. Говорите при этом четко, громко.
  1. Проблемы с органом слуха. При плохом слухе развитие детей естественно замедляется. Главное, не упустить тот самый момент, когда еще можно стимулировать слуховые проходы, ведущие к частям мозга, отвечающим за эту функцию. К сожалению, не редко проблемы со слухом обнаруживают поздно. Есть несколько признаков для каждого возраста, по которым можно определить имеются ли у ребенка такие проблемы:
  • Новорожденный. Если хлопнуть в ладоши на небольшом расстоянии от ребенка он должен вздрогнуть, а когда вы заговорите — успокоиться;
  • В 3-4 месяца когда Вы обращаетесь к ребенку, он не поворачивает голову в сторону звука;
  • В 7-8 месяцев малыш не повторяет несложные звуки и не лепечет;
  • С 8 месяцев, услышав знакомые голоса должен сразу поворачиваться, ища кто говорит. По-своему отвечать, если с ним разговаривают.

Речь нельзя унаследовать по генам и то, когда ребенок начинает говорить первые слова, зависит только от людей, которые его окружают (в особенности от родителей). Поэтому старайтесь, чтобы он дома, на прогулке слышал четкую, осмысленную речь.

А кому, собственно, малыш что-то должен? Современные логопеды, педиатры, психологи все чаще придерживаются мнения, что та заветная дата, когда ребенок начал говорить, наступает у каждого в различные сроки.

Разумеется, молодые родители беспокоятся, почему чадо пользуется языком жестов, ограничивается 5-слогами, упорно не желает повторять самые простые слова.

Мама жалуется, что сыночек молчит, хотя ему 2 года и 5 месяцев, а девочку из семьи, живущей этажом ниже, уже водят на занятия по английскому языку, где она запоминает и (это не шутка!) повторяет, и произносит не только отдельные слова, но фразы. Отсюда возникают вопросы о том, во сколько начинают говорить мальчики, а когда – девочки. Педагог уверена, что ребенок осознанно использует иноязычные слова.

В приведенном примере, оба ребенка – первенцы, мамы строго относятся к своим обязанностям: занятия, игры, прогулки непременно входят в режим дня. Но у каждой из мам – ребенок индивидуальный!

Хотя ровесники давно произносят полные предложения, мы обращаем пристальное внимание если наш малыш при этом не говорит ещё. Кумир миллионов родителей доктор Бенджамин Спок считал, что не все дети начинают говорить на определенном месяце развития. Большое значение имеют такие факторы, как темперамент, природные особенности.

Этому малышу будет неуютно даже в своей семье, он может замкнуться, уйти в себя. Он еще слишком мал, чтобы изменить эмоциональный фон семьи, но достаточно большой, чтобы уловить все недомолвки, скрытую неприязнь, недоверие. Поэтому во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые зависит не только от малыша!

  • В норме ли органы слуха и речевой аппарат;
  • Соответствует ли возрасту психофизическое состояние малыша;
  • Доброжелателен и активен ли ребенок;
  • Может ли заменять общение звукоподражанием, воспроизводить несложные мелодии;
  • Самое главное, удостоверьтесь, что вы отлично понимаете друг друга.

Помните, что речь – одно из основных действий, которым овладевает человек в процессе своего индивидуального развития. Эта функция обеспечивает человеку одну из форм взаимодействия с окружающими, чаще всего, людьми (хотя дети пытаются общаться с разными предметами).

По статистике, этим навыком дети овладевают тогда, когда им исполняется год или полтора. Однако не всегда дети говорят чётко и ясно к этому возрасту. Известно, что девочкам свойственно раннее развитие и, как следствие, они девочки начинают говорить раньше мальчиков.

Тем не менее не всегда дети начинают говорить к установленному опытным путём сроку. Поэтому необходимо, чтобы участие взрослых непосредственно сказывалось на темпах овладения этим навыком.

Обращая внимание на эти нехитрые советы, вы способствуете гармоничному развитию вашего малыша и помогаете малышу начать говорить первые слова и составлять фразы:

  • Родители должны относиться к ребёнку как к взрослому человеку. Это значит, что не нужно сюсюкать. Речевые партии родителей в отношении ребёнка должны быть такими же, как если бы они говорили со взрослым человеком. Это важно для того, чтобы малыш начал усваивать информацию правильно и начал произносить слова.
  • Необходимо опредмечивать произносимые слова. На запоминание влияет демонстрация того предмета, имя которого называется. Помимо того, что дети запоминают слова гораздо быстрее, они ещё и усваивают понятия формы, цвета.
  • Нужно описывать происходящие вокруг явления. Например, идя с малышом по парку, можно рассказывать, что происходит вокруг: поют птички, сидящие на большом дереве, проехала машина зелёного цвета, а вон там, на лужайке, мальчик и девочка играют в мяч или рассказывают другу другу интересные истории из своей жизни. Таким образом, ребёнок начнёт воспринимать поток информации и сопоставлять его с реальностью.

К первому году своей жизни малыш овладевает 6-8 словами. Они составляют его базовый лексикон. Заметно, что он пользуется словами как угодно: произносит лишь слоги целого слова, мешает их между собой, называет каким-то словом не тот предмет, какой он означает и так далее. Одним словом, экспериментирует.

Артикуляционный аппарат развивается не без участия родителей. Смотря на их мимику, дети пытаются двигать органами речи подобным образом, чтобы научиться издавать такие же звуки, поэтому важно не ограничивать ребёнка в общении с родителями. И во время разговора смотреть на него!

В старшем возрасте дети приобретают способность связывать слова между собой, использовать в речи словосочетания, предложения, так как формируется мышление и речь.

Если вам очень хочется, чтобы ваше чадо побыстрее заговорило на человеческом языке, попытаемся ускорить речевую деятельность ребенка. Давайте исходить из того, что наш маленький человек должен захотеть научиться разговаривать.

Он показывает пальчиком на желаемый предмет, игрушку, призывая вас помочь. Постарайтесь сделать вид, что не понимаете его, говорите медленно и очень доброжелательно, попытайтесь узнать: что именно малышу нужно. Вам нужно вынуждать малыша говорить.

Не получилось сейчас, исполните его просьбу, он все равно скажет позже. Только не теряйте уверенность в том, что ваш малыш скажет первое слово, предложение, а потом еще много разных фраз.

Вспомните, как долго и трудно вы ждали заветного момента, слушайте его, отвечайте и получайте удовольствие от общения. Вы эту радость заслужили!

Типичная ситуация, когда в семье близняшки и они не говорят. Причина часто в том, что им речь и не нужна — её прекрасно заменяет язык жестов.

О том, когда ребенок начинает говорить доктор Евгений Комаровский расскажет в своей постоянной программе:

Итак, основным принципом развития речи является развитие этой речи, как бы парадоксально это не звучало. Это значит, чтобы человек научился говорить, с ним нужно разговаривать, необходимо, чтобы он слышал речь, видел, как её произносят, а самое главное – зачем это делают.

Входя в коммуникативную среду, ребёнок очень быстро научится излагать свои мысли, а общение с разными людьми помогает выработать определённую точку зрения и мнение на любую сложившуюся ситуацию уже с пелёнок.

Фото и видео: свободные источники Интернет

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector