Когда после инсульта человек заговорить

15 миллионов человек в мире ежегодно переносят инсульт. Частые проблемы, с которыми сталкиваются люди после инсульта, — нарушение движения, глотания, а также речи. Нарушение речи встречается у каждого третьего пациента после внезапного нарушения кровообращения.

Речь — важнейшая часть жизни человека, позволяющая познавать мир, выражать мысли, обмениваться информацией и передавать свой опыт другим людям. В основе речи — лексика, грамматика, синтаксис, фонетика. Если один из компонентов нарушается, у человека возникают проблемы с функционированием речи, или афазия.

Последний признак особенно пугает родственников пациентов после инсульта. Даже интеллигентные люди, которые до инсульта не употребляли обсценную лексику, вдруг начинают говорить матом. С чем это связано? Матерная речь находится в глубоких слоях памяти и имеет древнюю структуру. За столетия существования обсценная лексика не изменилась ни морфологически, ни орфоэпически. И если человек теряет возможность говорить на своём языке, он обращается к словам, которые глубоко засели в памяти.

У пациентов с афазией также встречается такое расстройство, как дизартрия, то есть нарушение звукопроизношения. Речь после инсульта может стать невнятной, глухой, голос – гнусавым. Дизартрия иногда сопровождается проблемами с дыханием и глотанием.

Иногда нарушение речи после инсульта имеет временный характер: речь восстанавливается самостоятельно в течение нескольких недель. К сожалению, так происходит далеко не всегда. Человеку с афазией нужно как можно скорее обратиться к специалисту за диагностикой, чтобы выявить тип и степень нарушения речи, а также составить план для восстановления. И даже спустя годы после инсульта речь может улучшаться после занятий, поэтому важно не пускать восстановление речи на самотёк, а пройти лечение у специалистов.

Различные нарушения речевой функции — частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.

Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.

Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.

При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.

Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.

В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.

Другой вариант — отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.

Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.

Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может.

Далее пациент начинает произносить отдельные звуки, не умея соединить их в слова. Чтобы заново научить пациента артикуляции, требуется время.

Несколько советов для родственников:

  1. Не обращайтесь с больным как с обреченным на инвалидность неполноценным человеком. Разговаривайте с ним спокойно и внимательно. Старайтесь настроить на выздоровление. Обращайте внимание на мельчайшие положительные сдвиги.
  2. Не допускайте к нему безразличных людей. Все эмоции должны быть добрыми.
  3. Включайте тихую музыку, любимую радиостанцию больного.
  4. Старайтесь заинтересовать пациента в диалоге с вами, подчеркивайте важность его мнения.
  5. Слуховую нагрузку в месте пребывания больного нужно контролировать. Радио и телевизор не должны работать длительно и громко. Лишний шум раздражает и утомляет.

Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.

  • Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот.
  • Задания усложняются постепенно.
  • Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл.
  • Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем.
  • Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить.
  • Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного.
  • Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.

Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.

В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.

Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения — до 10.

  • посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
  • широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.

Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью. При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом.

В книге доктор Тейлор перечисляет 40 вещей, которые были ей просто необходимы во время реабилитации после инсульта. И это очень важный урок для каждого — ухаживающих, друзей, семьи и общества в целом.

Вот несколько самых основных пунктов от Джил Тейлор.

Восстановление после инсульта — это обучение с нуля. Если ребенок с первого раза не может по памяти воспроизвести алфавит, вы не станете нервничать и терять терпение. Вы ведь понимаете, что это первый раз, когда ребенок пытается запомнить новое и незнакомое. Примерно то же происходит и с человеком после инсульта: он учится всему так, как будто делает это первый раз в жизни. Поэтому будьте терпеливы, проявите сострадание и заботу.

Инсульт не повреждает интеллект человека. Пациенту может потребоваться больше времени, чтобы подобрать правильное слово. Но внутри он остается таким же умным, как прежде. Любой переживший инсульт человек достоин уважения.

Сохранение энергии человека — одна из причин, почему техника осознанности так важна при реабилитации после инсульта. Во время восстановления мозгу требуются дополнительные стимулы, чтобы лечить самого себя. Но стимуляция нужна строго определенная, и ее не должно быть слишком много!

Например, стимуляция в форме упражнений для руки очень полезна. Она помогает мозгу налаживать новые нейронные связи, за счет которых улучшится состояние руки. Но стимуляция в форме фонового шума только истощает ограниченный запас энергии, который есть у мозга на восстановление. Поэтому постарайтесь максимально уменьшить число отвлекающих факторов.

Если какой-то человек избегает смотреть в глаза, вас это расстроит, вызовет замешательство, будет пугать и может быть довольно травмирующим, да? Правильно, так чувствует любой человек. Поэтому возьмите за правило всегда смотреть собеседнику в глаза, в том числе вашему близкому, перенесшему инсульт.

После инсульта головной мозг человека тратит много времени на установление новых связей между клетками. Это достигается за счет нейропластичности. В ходе этого процесса здоровые участки мозга берут на себя функции поврежденных. И это требует времени.

По мере того как мозг восстанавливается после травмы, ему требуется очень много ресурсов. Поэтому если пациент с трудом вас понимает, повторять нужно все послание целиком, а не только последнюю часть. Собирание информации по кусочкам — излишний и ненужный процесс.

Вместо этого повторите все с самого начала и постарайтесь быть максимально терпеливыми.

После инсульта много спать совершенно нормально. Пациент может внезапно уснуть сразу после занятий или после утренних процедур. Действия, которые раньше не вызывали ни малейших усилий, теперь требуют колоссальных затрат сил (помните, что восстановление мозга требует огромного количества ресурсов).

Во время физических упражнений и выполнения ежедневной деятельности, происходит необходимая стимуляция мозга. Но после занятий требуется много времени на сон.

Поэтому если ваш близкий, перенесший инсульт, хочет спать, дайте ему такую возможность.

Вернемся к пункту 6: человеку с инсультом требуется больше времени, чтобы осознать и отреагировать на ваши слова. Поэтому если он просит вас повторить то, что вы сказали, это просьба только о повторе. Если вы произнесете фразу на повышенных тонах, это никак не поможет вашему близкому быстрее и лучше ее обработать.

Спокойствие, сострадание и замедление скорости — гораздо более эффективные способы наладить коммуникацию.

Инсульт разрушает участки мозга, которым затем необходимо восстановиться. При переломе костей требуется время и силы для заживления, точно также и с мозгом. Поэтому если пациент хочет спать, вместо того, чтобы чем-то заниматься, это не из-за лени. Это потому, что мозг восстанавливается и ему требуется очень много энергии.

Инсульт может затронуть как кратковременную, так и долговременную память. Может пострадать и познавательная способность. Мозг пациента занят восстановлением. Во время этого процесса все кругом изменяется и как будто крутится. И это усложняет восприятие информации.

Поэтому если человек не помнит чего-то, что вы сказали месяц/день/час назад, пожалуйста, не воспринимайте это на свой счет. Отнеситесь с терпением к процессу излечения близкого.

Со временем восприятие пациентом информации становится лучше и лучше, но это не линейный и постоянный процесс. Будут дни, когда вам придется проявлять больше терпения и давать более подробные объяснения.

Пациенту очень помогают побуждения к действию и тренировки. Если вы возьмете все в свои руки и выполните действие за него, пользы будет крайне мало.

Чтобы восстановиться, человек должен делать самостоятельно то, что ему максимально по силам. Не отнимайте у него эту возможность.

Инсульт может затронуть центр эмоций в головном мозге. Поэтому пациенту может быть сложно контролировать свои чувства и переживания. Если поражения значительны, такое состояние называется эмоциональная лабильность. Но в любом случае, как бы сильно пациента ни качало в эмоциональном плане, пожалуйста, будьте терпимы.

То, что раньше было самим собой разумеющимся и не требовало никаких усилий для выполнения, теперь занимает массу времени и отнимает много сил. Это может вызвать гнев, растерянность, раздражение, как в случае любого трудного задания. Если ваш близкий расстраивается, впадает в депрессию, постарайтесь понять, как восстанавливающийся мозг может реагировать на разные жизненные ситуации.

Пожалуйста, дайте человеку после инсульта всю поддержку, на которую вы способны.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector