Когда великий немой заговорить

Корреспондент . Андрей Андреевич, в последнее время как в СССР, так и за рубежом появилось много научных публикаций, посвященных проблеме распознавания и синтеза машинной речи. Что собой представляет эта проблема?

Корреспондент . Однако при решении этих и многих других задач, очевидно, удается обходиться без речевого общения с ЭВМ. Может быть разговор с машиной не является таким уж необходимым?

А. А. Пирогов . Конечно, отсутствие речевого диалога с ЭВМ не исключает возможности использования их для решения всех перечисленных задач, но существенно ограничивает применение ЭВМ. В автоматизированных системах управления (АСУ) используются вычислительные машины с большим быстродействием и объемом памяти, хранящей огромное количество информации, непрерывно обновляемой. Такие машины стоят дорого, и для многих потребителей, особенно небольших предприятий, их использование нерентабельно.

Корреспондент . Но записать на магнитофоне все возможные ответы, которые должна выдавать ЭВМ, по-видимому, очень трудно?

А. А. Пирогов . Думаю, что не только трудно, а попросту невозможно. Ведь таких ответов должно быть необозримое множество. Даже, если ответ ЭВМ конструировать из словаря, записанного на магнитофоне, объем его окажется чрезвычайно большим.

Для более экономичного решения этой задачи необходимо, во-первых, от словаря перейти к алфавиту— к фонетическим (звуковым) элементам речи. Этими элементами в нашей речи являются звукосочетания, образующие на звуковом уровне такую систему, которая позволяет слушателю подсознательно корректировать ошибки, возникающие при воспроизведении отдельных звуков.

Во-вторых, фонетические элементы речи можно записать в память машины наиболее экономичным способом. В этом отношении обычная магнитофонная запись является очень расточительной.

Переход от словаря к фонетическому алфавиту чрезвычайно уменьшает необходимый объем памяти машины.

Корреспондент . Андрей Андреевич, а в чем суть экономии при записи в память машины фонетических элементов речи?

А. А. Пирогов . Ответить на этот вопрос нелегко. Речь идет об очень специальной технике кодирования речи. Дело в том, что речевой сигнал содержит в своем составе сравнительно быстрые колебания от нескольких сотен до трех-четырех тысяч колебаний в секунду.

Естественно, что фонетический алфавит, используемый ЭВМ для речевого ответа, должен представлять собой набор сигналов управления синтезатором вокодера. Тогда достаточно записывать в память ЭВМ медленные управляющие колебания, следующие с силлабическими (слоговыми) частотами, то есть такие колебания, с какими при разговоре шевелятся наши губы и язык. Понятно, что для такого узкополосного сигнала нужен гораздо меньший объем памяти, чем для речевого.

В Советском Союзе кандидатом технических наук В. Е. Муравьевым и его коллегами разработаны очень прогрессивные системы, так называемые ортогональные или гармонические вокодеры, позволяющие получать высокую разборчивость и достаточную естественность синтезированной речи. Исследованы и другие системы вокодеров, в развитие теории которых большой вклад внес заслуженный деятель науки и техники РСФСР профессор М. А. Сапожков. Вокодеры, как подтверждает опыт, позволяют экономичными способами дать ЭВМ человеческий голос.

Корреспондент . Ведутся ли подобные работы за рубежом?

А. А. Пирогов . Да, ведутся. Особенно большие успехи получены в лабораториях Белла (США) под руководством доктора Джеймса Л. Фланагана.

А. А. Пирогов . Задача управления машиной голосом на порядок сложнее, чем осуществление речевого ответа. Особенно это трудно в том случае, когда речевые сигналы управления машиной поступают по каналу телефонной связи с неизвестными характеристиками. В Советском Союзе разрабатывается новая фонетическая теория речи, согласно которой фонетические элементы речи определяются по изменению во времени звуковой энергии на различных частотах. При этом влияние характеристик телефонного канала на результаты фонетического анализа сказывается несравненно меньше. Большой вклад в развитие этой новой теории сделали профессор киевского политехнического института В. И. Куля и его сотрудники. Работает над этой проблемой и другие коллективы как в СССР, так и за рубежом.

А пока проблема диалога с машиной не решена, человек должен будет обращаться к ней на ее формализованном языке с помощью диска номеронабирателя или клавиатуры (в новых моделях) телефонного аппарата. Конечно, это менее удобно, требует некоторых навыков и, естественно, ограничивает использование ЭВМ в системах АСУ. Однако и в том случае, когда машина имеет только голос, выгода от сокращения трудовых затрат, лучшего и быстрого решения задач управления оказывается очень большой.

Корреспондент . Видимо, эти же методы должны дать большой эффект и при использовании обычной телефонной связи?

А. А. Пирогов. Развитие методов анализа и кодирования речевых сигналов безусловно позволяет достичь также коренных усовершенствований в некоторых системах телефонной связи. Вот небольшой пример. Мы произносим в среднем 10 звуков в секунду. Для кодирования каждого звука достаточно 7—8 телеграфных посылок. Таким образом, возможно будет осуществлять телефонную связь даже по телеграфному каналу, работающему со скоростью 70—80 телеграфных посылок в секунду. Правда, индивидуальные особенности голоса абонента будут при этом в значительной степени утрачены, подобно тому, как в телеграмме утрачивается почерк корреспондента.

Корреспондент . Андрей Андреевич, каковы по вашему мнению пути ускорения прогресса в создании устройств речевого общения человека с ЭВМ?

А. А. Пирогов . Я полагаю, что задача создания таких устройств является в наше время, пожалуй, одной из самых актуальных в кибернетике и технике связи. Поэтому научные исследования в этой области, на которые расходуются большие средства, должны серьезнейшим образом направляться и координироваться единым центром в масштабе страны.

Прогресс в области космических систем связи, междугородных и международных систем связи, техники опознования голосов в системах управления и так далее — все это непосредственно зависит от успехов в развитии методов анализа и синтеза звуков речи. Вот почему изучение объективных признаков фонетического кода и экономичных способов передачи и консервации речи должно считаться одной из важнейших задач современной науки.

Году Кино в России посвящается.

Кино никогда не было принципиально немым. Вначале существования кинематографа были распространены кинодекламации: артисты читали текст, скрывшись за экраном. Фильмы с первых же сеансов сопровождались музыкой, исполняемой пианистами-таперами, ансамблями, оркестрами. Да и слово, речь присутствовали в немых фильмах в виде титров-надписей. В 1928 году американское кино решительно перестраивается на звук. Режиссер Рене Клер писал тогда: «Звуковое кино — это страшное чудовище. экран превратится в жалкий театр». Но спустя два года он снимает первый звуковой фильм «Под крышами Парижа», прославивший его в веках.

А мы предлагаем вам, дорогие читатели, на мгновение оказаться сначала в девятнадцатом, а потом — в двадцатом столетии и стать свидетелями приобщения бийчан к искусству театра и кино.
По данным 1825 года, в городе Бийске Алтайского края действовало два рынка, а на их территории — театральные балаганы. Причем в 1847 году их было уже четыре, а в 1851 — семь. каждый балаган представлял свою разновидность представлений: в одном из них зрители могли увидеть драматические постановки, в другом — музыкальные, давались и цирковые шоу. Со временем отдача городских земель под ярмарочные балаганы становится доходной статьей бюджета.
По свидетельству историков, театральная жизнь в Бийске началась в 1887 году, когда живший в городе на «вечном поселении» по решению Петербургского военно-окружного суда тридцатилетний народоволец Л.П.Ешин организовал театральную труппу и ставил пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского. Актеры под руководством этого высокообразованного и культурного человека работали на профессиональной основе, и поэтому началом Бийского театра можно считать этот временной период.
Позднее театральные труппы исчезали и создавались, но театральное искусство все более становилось достоянием передовой общественности. Залы со сценами появились в катехизаторском училище, мужской и женской гимназиях, в Доме купца Васенева и в Доме купеческого собрания.
Бийское благотворительное общество только в 1894 году израсходовало на устройство увеселительных мероприятий 87 рублей 52 копейки. В те времена на такие деньги можно было содержать театральную труппу. А уже с 1908 года в Доме купеческого собрания постоянно действовала драматическая труппа. Известно, что в начале двадцатого века в Бийске гастролировали артисты разных жанров, в том числе из малого театра и коллектив под руководством В.Ф.Комиссаржевской.
Полицейский исправник Бийского уезда В.Штейнфельд утверждал, что в те годы немногие города Сибири имели театральную труппу. Возникла необходимость строительства в городе специального здания для театра.Городская Дума согласилась с проектом А.Копылова (наследника большого купеческого состояния, который предложил на постройку здания Народного дома 100 тысяч рублей). В постановлении от 14 января 1913 года говорится: «Народный дом должен быть одним из лучших зданий города. вместе с тем и городским театром». Постройка здания Народного дома в 1916 году была завершена, и здесь постоянно начала работать театральная труппа.
Еще в конце девятнадцатого века на бийских ярмарочных аттракционах можно было увидеть «живые фотографии» — крошечные киноленты на несколько минут экранного времени. Они, конечно. приводили многих в восторг и большое изумление. Консервативная же часть населения тех лет считала кинематограф пустым, никому не нужным и даже вредным развлечением. В городе не разрешалось открывать кинотеатры вблизи церквей и часовен.
В столичном журнале «Театр и искусство» за 1906 год есть корреспонденция из Бийска. В ней мы читаем: «Наш город малотеатральный. У нас есть собрание (ужасно скверное), где имеется небольшая сцена и никуда негодная декорация. В этом собрании даются спектакли. Большею частью играют любители, потому что актеры боятся заезжать к нам. В нынешний зимний сезон приехала малороссийская труппа под управлением В.Ф.Волынского. Затем приехал электробиограф, дал три сеанса и уехал, взяв почти все полные сборы. Затем приехали лилипуты, поставили один спектакль, построили балаган и играют в нем до сих пор. »
По примеру лилипутов стали строить балаганы или, вернее, сараи заезжие кинопредприниматели, громко именовавшие себя электробиографами. А первые кинотеатры называли еще синематографами или иллюзионами. Но организация подобных театриков была тогда делом нелегким. Гонения на кинотеатры поддерживали и пожарные.
В 1906 году разрешено было открыть первый киносарай только в заречной части Бийска, на теперешней Краснооктябрьской улице, в районе тогдашней паромной переправы. Жителей за рекой тогда было мало, и предприниматель,
разумеется, прогорел. В 1907 году этот балаган переместился в центр города и стал называться «Каскад». А в 1908 году был построен деревянный кинотеатр «Косморама». Он находился на том месте, где сейчас вход в городской сад. Существовал и возрастной ценз. «Живые картинки» показывались бийчанам от 25 лет. Кинотеатр «Фоторама» находился рядом, около типографии в переулке.
Как рассказывали очевидцы, программа кинотеатров тех лет была сборной. Вначале — всегда так называемая «комическая» часть, где показывали фильмы с участием артистов немого кино. В России, например, тогда героем коротких эксцентричных комедий был незадачливый Глупышкин, а во Франции — щеголеватый красавец Макс Линдер. Затем демонстрировались «сильная драма» в трех или четырех частях, «видовая» картинка, кинохроника. Заканчивался сеанс рекламными роликами. Впрочем, тогда понятие «сеанс» было относительным. После каждой части устраивался антракт (перематывалась кинопленка) и зрителей на время выпускали из зала. «Косморама» просуществовала долго, до 1930 года. Фасад ее, выходивший на теперешний Мопровский переулок, можно увидеть на открытке, репродукция с которой имеется в фондах Бийского краеведческого музея.
14 февраля 1913 года открылся народный электротеатр «Мир». Он помещался на другой стороны улицы напротив «Косморамы». Билеты в «Мире» были намного дешевле, репертуар чуть получше (шли, например, киноинсценировки классических произведений. Изредка для учащихся проводились сеансы «просветительского кинематографа».
В обоих кинотеатрах показывали так называемые «уголовные» или «великосветские» драмы, «пикантные фарсы». Листая сохранившиеся в городском музее программки первых кинотеатров, можно найти интересные свидетельства пристрастий кинематографистов тех лет. А безусловными кумирами публики были тогда актеры российского немого кино импозантный Иван Мозжухин и неподражаемая Вера Холодная.
В марте 1918 года бийский Совдеп национализировал «Мир» и «Космораму» и установил контроль над репертуаром. Известно, что в двадцатых годах прошлого века бийчане смогли посмотреть киноленты советского периода: «Красные дъяволята» и «Броненосец Потемкин». «Великий немой» кинематограф стал звуковым для жителей Бийска лишь в 1932 году. Бийчане увидели фильм «Путевка в жизнь». Он демонстрировался около месяца, и зал неизменно был переполнен.

(Очерк подготовлен по материалам Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки)

Фото Бийского драматического театра — из Интернета

Евангелие от Иоанна гласит, что сначала было слово. Кинематографисты смирились с этой истиной применительно к себе далеко не сразу. Два с лишним десятилетия, начиная с короткометражек братьев Люмьер, первопроходцы синема-целины прекрасно обходились экранным безмолвием. Им и зрителям вполне хватало таперов, неистово наяривавших во время сеансов самые немыслимые попурри вкупе с импровизациями для звукового сопровождения всесословных прелестей, мелькающих на мерцающем экране.

Минкультуры предложило пускать в кино по паспорту

Скажем, в ранней редакции закона съемочная группа на семьдесят процентов должна была состоять из граждан РФ. Казалось бы, все верно и оправданно, но это положение, как выяснилось, осложняло совместные постановки со странами СНГ и искомый процент позднее был снижен более чем вдвое.

Немаловажна и норма о разрешении показа на фестивалях созданного не более года фильма без прокатного удостоверения. Двенадцати месяцев для определения будущности кинокартины мало, ведь лента по разным причинам может в прокат вообще не пойти и дорога на киносмотры окажется перекрыта. Разрешено показывать в публичном пространстве советские киноленты, хранящиеся в Госфильмофонде, причем он остается правообладателем…

Немало споров вызвали ограничения на копирование фильмов в Интернете. Но предстоят и новые ужесточения в пользу правообладателей, иначе деньги, потраченные на кино, в кинопроизводство не вернутся.

Серьезный вопрос, который предстоит решить, связан с выбором оператора, которому доверено вести единый реестр билетов в кинотеатры. Сейчас он определяется на конкурсной основе каждый год, но, по мнению Елены Драпеко, необходимо закрепить эти обязанности за одним оператором и на длительное время, так как это связано с немалыми сложностями в программном обеспечении, составлением архивов…

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector