Пинежский заговор что это

Наличие на складе: да

В среде фольклористов и этнографов Пинежье славится как заповедник, в котором и по настоящее время сохраняются многие традиционные формы народного быта и культуры. Заговорное искусство безусловно относится к таковым, хотя широкому кругу любителей народной старины оно известно менее, нежели пинежские песни и сказки. Заговоры всегда были скрытым пластом народной культуры, поскольку официальная церковь рассматривала их как опасное суеверие и ересь и вела с ними активную борьбу: из судебных дел прошлых столетий известно, что за практикование магии, в особенности черной, можно было жестоко поплатиться. Стоит ли удивляться, что даже в 70-е гг. ХХ в, приехав на Пинегу с фольклорной экспедицией, мы сталкивались с глухой стеной молчания, как только заводили разговор на эту тему? Запись заговора считалась большой удачей и получить его можно было только войдя в особое доверие к исполнителю (показателен в этом отношении следующий факт: во время своих частных посещений р. Покшеньги в 1982, 1992, 1993 гг. в д. Большом Кротове и д. Лохнове я записала больше заговоров, нежели три экспедиционных отряда вместе взятых в 1970-1972 г.г.).

Что известно про пинежских «Знающих»?

Вот что говорит пинежская бабка: — А пусть говорят. Я плохого не делаю. Недавно ребенка привозили из Новодвинска, я успокоила, а денег взять не могу. Куда я с ними? А городские удивляются. Они в Архангельске у колдунов каких-то бывали, так с них там за каждую минуту брали плату. «Знающий» так не может делать. Один раз продаст — назад не купит. Они потом пошли, а вечером мужик принес посуду новую. Купил для меня. Это принять можно. Да разве колдовство — ребенка успокоить? Это на Пинеге прошлым веком любая бабка знала. Вот икотников было много, но теперь нет. Ушли.

А вот рассказ одного жителя Архангельска: — Мне , будучи 10 лет от роду, играя,серьёзно повредили левую руку. Одна бабка (которую все в деревне боялись и обходили стороной, и называя чёрная) была первая,которая вправила и заворожила предплечье, и отправив в другую деревню, за 10 вёрст, куда с бабкой мы доехали на попутке.Там второй этап колдовства. По пути домой ещё в одной деревне третий . Бабуля знала всех этих старушек: и родня и знакомые и т.д. .
Короче,более чем на 30лет я забыл о болях в этой руке. Будучи правшой,например гирю в полтора пуда я начинал поднимать с правой руки до последнего,потом переходя на левую-поднимал больше(без отдыха). Да и в борьбе на руках левой было легче бороться. Было,да было до поры до времени-выбил по дурости руку,а может заклятие кончилось…

А это – рассказ второго: — А про пинежских бабушек скажу так — были у меня в детстве серьезные проблемы со здоровьем, так мама меня возила за Емецк в какую-то глухую деревню в бабке, пробыли там неделю вроде, а как домой вернулись — все прошло.
Вроде как и не верю — но факт есть факт.

Бабки и заговоры знают, и лечебный массаж в бане делают, и трудные роды принимают.

Испания, Барселона:скульптура — Равальский кот на улице Рамбла де Раваль! Нет во всей Кат.

Сооружение укрытий для зимних ночёвок в лесу Поговорим о разных типах .

ХОЛОДИЛЬНИК. ПОД ЗЕМЛЁЙ Огромное количество фирм выпускают сегодня разноо.

  • УЛИТКИ и другие мои зверюшки (11)
  • 3D Models free (1)
  • АНТИКВАРИАТ (23)
  • АРХЕОЛОГИЯ, ДРЕВНОСТИ (103)
  • ВОПРОС-ОТВЕТ (134)
  • ДЕТЯМ (431)
  • Закрытый раздел (33)
  • ИСКУССТВО (903)
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ, ЮВЕЛИРКА (93)
  • ИсТория, новая хронология (3516)
  • Кулинария (633)
  • Магические практики (4784)
  • МЕСТА СИЛЫ, ШАМАНЫ, КАМНИ (25)
  • НАУКА (136)
  • НАША ДАЧА, Ландшафт (255)
  • НЕКРОПРАКТИКИ, ДОБРЕНЬКИЕ ДЕЛА (25)
  • ОРУЖИЕ, БУНКЕР (181)
  • Полезные мелочи (781)
  • Путешествия, Природа (491)
  • Рисуем сами (71)
  • Своими руками (191)
  • СКАЗКИ, МИФЫ (284)
  • СПОРТИВНАЯ НОСТАЛЬЖИ (26)
  • СССР, ПОЙ, РЕВОЛЮЦИЯ! (186)
  • ТАРО (35)
  • ТОЛЬКО ДЛЯ УЧЕНИКОВ (449)
  • УРОКИ ДИЗАЙНА (97)
  • Целительство (1197)
  • Эзотерический магазин (1)

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

(А.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

Скоморохи, люди вЕжливые,
Скоморохи очЕсливые

В 1137 году новгородский князь Святослав Ольгович издал Устав о порядке сборов десятины (десятой части) с доходов князя в пользу новгородской епархии. Благодаря этому документу до нас дошли названия 12 погостов-становищ Заволочья, призванных контролировать торговые речные пути.
Все они находились, и находятся до сих пор, в местах слияния рек.

Современные названия упомянутых в Уставе деревень и сёл – Вихтово, Пинега, Кеврола, Емецк. Сорочек соответствует 218 граммам серебра. Два или три сорочка ежегодно платили в церковную казну крупные для того времени, давно существующие поселения. Сбор взимался лишь с выходцев из новгородских земель, инородцы платили дань мехами.

По рекам Пукшеньге и Покшеньге пролегал древний маршрут, связывавший территорию Придвинья с пинежскими землями, а через них с Мезенью, Печорой, Югрой и Сибирью. По этому пути несли волхвы и скоморохи древние знания, обряды, умения, заговоры, былины, старины, песни.

Село Сура, получившее название от имени реки, впадающей в Пинегу, упоминается в новгородских летописях под 1137 годом.

Река Шайск течёт с гор Каракорума, впадая в Инд в Пакистане, заселённом в давние времена арьями (ариями). Вспомним упомянутое выше озеро Шайское.

К ней и вернёмся.

В 1478 году ликвидирована Новгородская боярская республика, отправлен в Москву символ её независимости – вечевой колокол. Под власть московского князя перешло Заволочье. Другие пути нашлись для завоевания Сибири, иссяк поток переселенцев в пинежские земли, погрузились они в дремоту.

Наследники волхвов занимались привычными делами – людей и домашний скот лечили, требы исполняли. До наших дней дошли предания о северных колдунах. По-разному они именовались: берещик, ведун, вежливый, ворсушка, говедун, икотник, знаток, зотя, клетник, шоптун и т.д.

Напоминают о скоморохах и приведённые в писцовых книгах имена и деревенские прозвища, ставшие в XVIII- XIX веках фамилиями. Потомки их носителей живут в деревнях предков и поныне.

Правый приток Покшеньги именуется Шотогоркой. В него впадают две реки – Нижняя и Верхняя Шеломянка, а также Виска, принимающая воды Шотогорских озёр. К югу от Шотогорки текут реки с индоевропейскими (славянскими) именами: Дунай, Северная, Западная, Восточная и Южная Рассоха. На значительном расстоянии от этих рек, на правом и левом берегах Пинеги находятся: деревня Шотово, гора Шотова, болото Шотское, деревня Шотогорка.

Возможно, в честь волхвов, или как их повсеместно именовали на севере — шоптунов, названы шотовы горы и болота? Начальное название могло иметь форму шоптунова (о), в процессе адаптации получили шоптова (о). Для удобства речения потеряли звук «п», получили шотово (а). Впрочем, для обоснования данной версии требуется дополнительная информация.

Возможно, не были для русских чужими представители чуди? И на север наши предки просто вернулись, сбежав от несправедливой жизни. Были тогда они ещё Благомирами, Благолюбами, Братиславами, Добросердами, Ратиборами, Святополками. Ушли из жизни РОДные древнерусские имена. Заменили их попы требующими перевода иноземными – греческими да иудейскими. Превращению русичей в иванов не помнящих РОДства поспособствовали святцы иностранной религии.

В переписи 1623 года по Кеврольскому уезду звучат ещё некоторые родные, дававшиеся в Новгороде скоморохам: Жданко Гуляев (из починка Глядень), Гуляйко Исаков (из деревни Раменской), Тренька Григорьев (из деревни Михайловская), Тренька Иванов (из деревни Юркино Печище), Ивашко Гуляев (из Якушевской).

Имя Гулей носит один из персонажей небывальщины, записанной А.Д.Григорьевым от М.Д.Кривополеновой. На севере гулеем зовут таракана. Кстати, можно задуматься и над происхождением фамилии, полученной Махонькой от мужа. Кривым поленом не всякого обзовут, основания для такого прозвища необходимы веские. Или весёлые.

В маленькой избушке жила бедная семья: мать, четверо детишек, да бабка со столетним дедом. Повидал Никифор Никитич Кабалин многое и многих. Пока в силе находился, на Белом море зверя морского бил. Оттуда мог прозвище своё принести. И россыпи жемчуга словесного.

КабАльными на севере назывались морские промыслы, участники которых отрабатывали долги перед состоятельными купцами или монастырскими властями за полученные ранее на прокормление семей ссуды, а также за невыплаченные подати. КабАльными именовались и бесправные промышленники, в число которых попадали и баюнки – наследники скоморохов.

События 1917 года перечеркнули жизненные планы многих людей. Вернулась на Пинегу народная сказительница, христорадничала на родной земле. В чужом дому умирала, перед смертью былину запела. Скончалась она 2 февраля 1924 года в деревне Веегоры, похоронена в деревне Чакола.

Не святые, обычные люди из народа несли по земле слово русское, людей утешали, веселили. Потому и не удалось побороть скоморошество светским и церковным властям. Со стихией не справиться.

Долг платежом красен. Памятника достоин скоморох.

Под городом Боровском Калужской области в 2009 году открыт памятник скомороху с кинолентой на бронзовой ноге. Пусть и такой будет. Нужны другие, разные, в том числе в столичных градах и в провинциальных весях.

С огромной фигой в кармане русского народа можно сравнить скоморошество. Кстати, чем не идея для одного из памятников?

Обо всех сторонах русской цивилизации надо говорить, иначе флюсу уподобляется наша история. Несомненно, скоморохи — славная её часть.

На верхнем левом снимке – Мария Дмитриевна Кривополенова. Фото 1915 г.

Рубрики: ИсТория, новая хронология

Метки: песни заговоры обряды умения былины скоморохи старины скомоpохи на севеpе пинежские следы волхвов и скоморохов люди вежливые скоморохи очесливые скоморохи – отреченная профессия мезенью печорой югрой

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector