Почему заговорить бывает трудно

Развитие речи ребенка третьего года жизни.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окру­жающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо нау­читься внимательно, с интересом выслушивать его. Постоян­ные вопросы: почему? как? где? зачем? — не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью вы­полняет простые словесные поручения -— идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000—1200 слов.

Лексика

Овладение слоговой структурой слова — точное воспро­изведение слогового ряда — звукового оформления, к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропускает, и тогда КАПЮШОН — это ПИКИ-ШОН, ВЕЛОСИПЕД — ВИПЕД, а ФОТОАППАРАТ и во­все — АГРАФЕН. Разумеется, помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, назва­ния картинок в котором располагаются в определенной слого­вой последовательности:

—односложные слова — СОК, МЯЧ, ЛЕС;

—простые двухсложные слова без стечения согласных, слоги прямые — МАМА,

—двухсложные слова со стечением согласных — ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА;

—трехсложные слова без стечения согласных — КОРО­ВА, ВОРОНА, ВОРОТА;

—трехсложные слова со стечением согласных — БАРАНКА, БУРЕНКА;

—слова с закрытым слогом — БАРАБАН, КАРАНДАШ, ТЕЛЕГРАФ;

—четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных —

БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, АВТО­МОБИЛЬ.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех зву­ков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), а также сонорные (л, р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан — БА-ЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани — СЯНИ, зайка — ЗЯЙКА), заменяют шипящие — свистящими (шайба — СЯЙБА, жаба — ЗЯБА) или звуками т-д: шуба — ТЮБА, жук — ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляци­онного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя че­люсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу — ортодонту, так как, например, от прикуса зависит чистота произношения.

Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжет­ными импровизациями. Например:

Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуля­ционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внима­ние. Гуляя с ним, привлекайте его внимание к звукам: как по­ют птицы, журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льется во­да из крана, звонит телефон и т. д.

Попросите малыша определить тот или иной звук. Пода­рите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губ­ную гармошку, погремушку, металлофон и т. д. — они разви­вают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, ка­кая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.

С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофи­зиологические исследования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Можно продолжать народные игры с пальчи­ками, организовать дома кукольный театр или, если хватит фантазии — театр теней.

Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начи­нают говорить рано и четко произносят слова. Другие, напро­тив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окру­жающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Почему заговорить бывает трудно

Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.

Если в 2—2,5 года ребенок не произносит ни одного сло­ва, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2—2,5 лет.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрос­лым. Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понят­но. Для исправления создавшегося положения и возникнове­ния первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже расска­зывали.

Ориентация в основном на предметный мир. Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, из­давая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.

Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заража­ясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.

В данной консультации родители получают несколько советов помогающих детям «заговорить»

Вложение Размер
pochemu_zagovorit_byvaet_trudno.docx 25.91 КБ

В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичные причины таких проблем у детей 2-3 лет и, соответственно, способы их преодоления.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком.

Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого – растущее число детей, “осчастливленных” собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые – от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.

Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Еще раз подчеркнем:

Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способно обеспечить нормальное речевое развитие. Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия: включенность речи в активную деятельность ребенка и индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.

Для малыша, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере небезразлично, кто и как произносит слова. Ведь только благодаря обращенному к нему слову он и может стать человеком в истинном смысле. Причем в первую очередь здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность. Все это может дать ребенку только близкий взрослый.

Речевые правила при общении с ребёнком :

1. Не заменять разговор с ребенком языком “мам и нянь”, т. е. не говорить с ним с помощью различных “бу-бу” или “пи-пи”. Малышу необходима правильная человеческая речь, естественно, понятная ему. При этом, обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, привлекая его внимание к их артикуляции и добиваясь от него внятного произношения.

2. “Не понимать” автономных слов и невнятных вокализаций ребенка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и, таким образом, создавать речевую задачу. Необходимость, а затем потребность в человеческой речи возникает только в общении с близкими взрослыми.

Серьезным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребенка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже свой протест они выражают как-то особенно: кричат, глядя в пустоту, а не обращаясь ко взрослому. Отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется и в стремлении все делать самому: взрослый как партнер и как образец совершенно не нужен. Индивидуальные игры ребенка с предметами хотя и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевого развития ребенка. В таких условиях заглушается сама потребность малыша в общении со взрослыми: он перестает обращаться к ним, погружаясь в стереотипные действия с предметами. В результате задерживается психическое развитие ребенка вообще и речевое в частности.

В подобных случаях нужно прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа “Ку-ку” или “Сорока-ворона”. Большое значение имеет и то, как именно взрослый вводит в жизнь ребенка различные предметы и игрушки. Всем предметным действиям следует по возможности придать “человеческий” характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и вести ее в гараж, лечить обезьянку и т. д. Количество игрушек лучше сократить. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например катать мячик. Если ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте организовать в его присутствии общую игру с другим партнером. Например, папа и мама могут катать друг другу мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорее всего, малыш захочет занять место одного из них или присоединиться к этому занятию. Полезны также игры с имитацией. Вы говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет вслед за вами. Все эти занятия направлены на то, чтобы остановить бессмысленную беготню ребенка и привлечь его к содержательному общению.

Итак, случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка со взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату – малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения. В этих случаях необходимо обратиться к специалистам – логопеду, детскому психологу или невропатологу. Не забывайте, что р ечь – это один из главных показателей психического развития, поскольку в ней отражаются все достижения и проблемы маленького ребенка.

Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Этот процесс индивидуальный и зависит от многих факторов. Но если до 2 – 2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреть к малышу и попытаться ему помочь заговорить. А чтобы помочь, нужно понять, почему он так долго молчит. Ведь задержки активных слов могут совершенно различными. Попытаемся рассмотреть типичные варианты речевых трудностей у детей 2 –3 лет.

Детские слова — могут препятствовать развитию нормальной человеческой речи.

Обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, глядя ему в глаза и добиваясь от него внятного произношения. Попытки ребёнка сказать слова четче — забавны, а усилия вместе с тем требуются огромные. И не всегда быстры результаты. Согласно принятым возрастным нормам дефекты в произносительной стороне речи считаются возможными до пяти лет. Тут уж главное запастись терпением, со временем при правильном воспитании неточное произношение устраняется, само собой.

По – видимому, ребёнок уже давно испытывал потребность в использовании речи, но слово, не включённое во взаимодействие с окружающими, активным стать не могло. Дело в том, что окружающие Любу взрослые ограничивали своё речевоё общение с девочкой называнием знакомых предметов, полагая, что, зная их названия, ребёнок заговорит. В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребёнка.

♦ Во – первых, включить в предметные действия активное использование речи. Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом.

♦ В — третьих, как можно больше говорить с ребёнком, читать ему книжки.

Задержка речи на стадии эмоционального общения со взрослым: общение малыша со взрослым сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово является как бы лишним, потому что и так всё понятно.

Для возникновения первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие с малышом, значение и особенности которого мы уже отмечали выше.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector