Что стали они частью заговора

Сегодня, к сожалению, все чаще приходится слышать людей, считающих, что миром правит некая тайная элита. Явление это настолько проникло в массовую культуру, что и те, кто именует себя христианами, и последователи Мухаммеда, и откровенные атеисты разделяют подобные взгляды, хотя это и очень похоже на средневековое ведовство.

В этой статье дается лишь краткий анализ самой теории заговора, а также тех истоков и причин, что способствовали ее возникновению, и делается попытка обосновать данные взгляды с позиций логики и здравого смысла. Читателям ВО предлагается самим сделать выводы по ее прочтению.

Так что любая организация, окружающая свою деятельность тайной, этим самым автоматически соглашается с тем, что ее вполне позволительно обвинять во всех мыслимых и даже немыслимых несчастьях, и также на то, что все эти обвинения будет невозможно опровергнуть, исходя из статуса самой этой организации.

Ну, а если в наличии есть некий объект или явление, то сразу же появляются люди, которые их изучают, что и привело в итоге к появлению целого научного направления, получившего название конспирологии или тайноведения.

Вот они — рептилоиды из созвездия Дракона. Они приняли наш облик и живут среди нас. А это их женщина!

А это тайное мировое правительство. А сзади видите кто? Они уже среди нас.

То есть, разумеется, есть и разные секретные правительственные службы, секретные банковские счета и тайные межправительственные соглашения, от которых у простых обывателей, узнай они о них, волосы бы встали на голове от ужаса, но… нет тайной мировой организации достаточно могущественной, чтобы она вертела всем миром и в то же время никто бы про нее ничего не знал. Люди просто любят бояться, и если дети боятся привидения в шкафу или цыгана-прохожего, или иголки на полу, что в ногу вонзится и до сердца дойдет, то взрослых это, естественно, уже не устраивает, и они с умным видом придумывают нелепости про тайные мировые организации.

Конспиративизм лишен здравого смысла, не основывается на доказательствах или не оценивает достоверность источников, а также не имеет критериев предпочтения одного толкования другому, мало знает о действительных заговорах и о том, как часто они проваливаются, власть их адептами рассматривается как единственная цель, что указывает на их проблемы с психикой.

Конспиративизм похож на мышление параноика, которому мерещится, что все хотят его обидеть, отнять его лачугу и жалкие гроши. Конспиротивизм порожден невежеством и образованщиной, когда человек о чем-то что-то слышал, но точно ничего не знает. Приверженцы теорий заговоров полагают, что все направлено против тех групп, к которым как раз они-то и принадлежат или с которыми именно они себя идентифицируют. Любые попытки опровергнуть теорию заговора трактуются этими людьми как часть самого заговора. Например, можно утверждать, что и эта статья тоже написана членом всемирного заговора (или по их прямому указанию и за ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ!) с целью скрыть от людей истину.

Скоро, совсем скоро они откроются и отнимут у нас наши хрущевки и брежневки! А уж коттеджи — обязательно! А нас самих. съедят!

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Запомните на века
события пятого ноября.
Порох, измена и сговор. Ведь нет причин забывать
как мог бунт колыхать .
Гай Фокс, Гай Фокс — он все затеял.
Взорвать парламент и короля — его идея.
Три бочки порохом набиты —
и старушка Англия могла быть разбита.
Бог помиловал, Гая поймали.
Со спичкой в руках, в черном плаще застали.
Вскрикните, ребята, да зазвенят колокола.
Вскрикните, ребята, Бог спас короля!
Гип-гип ура!

Часто национальные праздники в странах становятся поводом для грандиозного торжества одной части населения и настоящим унижением для другой. Когда определенный слой общества добивается привилегированного положения в отношении другого. В свое время такое произошло в России с падением монархии, еще раньше во Франции с падением Бастилии, а почти за 180 лет до парижских событий это случилось в Лондоне. Тогда Королю удалось предотвратить заговор, обещавший стать великой трагедией, но пострадали от раскрытия козней против существовавшей власти не только заговорщики, но и те, кого они представляли – католическая часть населения Великобритании (еще не объединенной).

XVII век был периодом жесткого кризиса католической церкви. Ответвления от фундаментальных догм Рима в Реформации рождались тут и там, но самое опасное для церкви заключалось в потере контроля над Британией, когда окончательно при Елизавете I был строго выбран путь на протестантизм. Рим уже не мог диктовать свои условия, его политическая воля сходила на нет. Но даже сейчас в Великобритании проживает чуть более 50% населения, исповедующих протестантизм. А это значит, что позиции католиков все еще весомы. Но они были бы куда значимее, если бы в далеком 1605 году Пороховой заговор во главе с якобы Гаем Фоксом достиг поставленных целей.

Несмотря на то, что заговорщиков против Короля было с десяток, в памяти англичан неизменно фигурирует имя Гая Фокса, бесспорно ключевого фигуранта событий, но не обладавшего полномочиями абсолютной власти мятежа. Среди самых известных участников сговора числятся Роберт Кейтсби, Томас Уинтер, Томас Перси, Джон Райт и Гай Фокс, Роберт Кейес и Фрэнсис Трэшем.

Они представляли разные прослойки католической элиты, стремившейся к смещению акцента примирения с пуританами на возвращение Англии под крыло Католической церкви. Лояльный к католикам Яков должен был стать ключом к реализации задуманного, но тот решил играть собственную партию.

Реальным же лидером заговора считался Роберт Кейтсби, умный и влиятельный религиозный фанатик, мечтавший не столько о политических последствиях заговора, сколько именно о возвращение под крыло Рима (хотя жена и дети у него были протестантами – удивительный парадокс). Кстати он же успел поучаствовать в буче против самой Елизаветы I, так называемый Заговор Эссекса. Являясь невероятно харизматичным и сильным духом, он избежал не только казни от раскусившей мятеж Елизаветы, но даже ареста. А с приходом Якова вообще был реабилитирован.

Основной целью заговорщиков была Палата лордов, во время заседания которой в одном помещении собирались все самые видные деятели Англии, в том числе и Король. Задумка проста – поднять на воздух всю элиту Лондона тех лет. Для осуществления плана было решено заложить пороховые бочки прямо под Палатой лордов. После успешной сделки по аренде помещения непосредственно под нужным зданием туда стали тайком проносить теми или иными способами как можно больше пороха. Делалось это для того, чтобы шансов выжить не было ни у кого. В общей сложности количество взрывного порошка составило 2,5 тонны.

Открытие сессии Парламента – выбранная дата, именно в этот день должен был быть зажжен фитиль, которому католики прочили судьбоносную роль. И поджечь этот фитиль выбрали как раз-таки Гая Фокса. Остальные участники заговора отправились в графство Уорикшир, откуда и должно было начаться народное восстание с целью возвращение на престол католика.

Важное условие любого заговора – конфиденциальность. Но как сохранять ее, когда количество заговорщиков растет с геометрической прогрессией. Не мудрено, что при таких обстоятельствах рано или поздно кто-то проговорится, пусть даже и не нарочно. В случае Порохового заговора все случилось донельзя банально и глупо.

В попытках предупредить одного из членов Палаты лордов, исповедовавшего католичество, мятежники отправили ему сообщение, в котором его просили не являться на открытие сессии заседаний, в противном случае он погибнет. Этим лордом был Сэр Монтигл, который не моргнув и глазом поехал прямиком в Лондон с докладом о надвигающейся беде. По цепочке через самого Монтигла, нескольких лордов при дворе и самого Роберта Сесила (графа Солсбери) весть дошла до короля, отдавшего приказ прошерстить здание парламента. Непосредственно под помещением зала заседаний был обнаружен бедняга Гай Фокс в окружении скромной еды и 36 бочонков пороха. Ровно за 7 дней каждый причастный к этому заговору человек был найден: кто-то умер с оружием в руках, а кто-то отправился в темницу Тауэра.

Наименее приятная участь ожидала тех, кто положился на благосклонность короля Якова I. Вместо милости преступники получили порцию страшных пыток и не менее страшную казнь.

Основным источником информации, понятное дело, стал Гай Фокс, которого несколько дней пытали в Тауэре, после чего имена всех заговорщиков оказались на столе Короля. Равно как и признательное показание самого Фокса, переломанными пальцами подписавшего заявление об участии в готовившемся государственном перевороте.

Роберт Кейтсби снова избежал ареста и казни, но теперь по совершенно другой причине. Скрываясь вместе с несколькими своими сообщниками в доме Холбич в графстве Стаффордшир, он попал в засаду. В бою с отрядом из 200 человек он был застрелен и пал, сжимая в одной руке оружие, а во второй икону Девы Марии. В назидание будущим протестным силам его труп был выкопан, а голова выставлена на люд возле здания Парламента в Лондоне.

Остальным повезло меньше, их подвергли одной из самых жестоких казней той эпохи: арестантов вздергивали на рее, но не давали задохнуться, потом снимали, кастрировали, вспарывали брюхо, потрошили внутренние органы, четвертовали и только в самом конце отрубали голову. Измученный Гай Фокс сумел избежать этой страшной участи, так как не пережил даже виселицу.

После случившегося более 200 лет позиции католических элит в Британии оставались в тени полнейшего господства протестантских сил. И только спустя два века начались послабления.

Вот уже 400 лет жители всей Великобритании так или иначе празднуют 5 ноября, как государственное торжество. Раньше правительство с помощью силы и приказного тона заставляла народ поминать события тех дней, но затем укоренившаяся традиция волей-неволей превратилась в элемент национальной идентичности большей части жителей Туманного Альбиона.

Как относились к этой памятной дате католики, догадаться нетрудно. Ежегодно они видели через окна своих домов толпы людей, совершающий оккультное сожжение соломенного чучела бедолаги Гая Фокса, сопровождающееся громкими и яркими фейерверками. Праздник так и был назван — Guy Fawkes Night (Ночь Гая Фокса) или Ночь фейерверков (более популярное и нейтральное название).

О заговорах с эпической частью можно сказать, что они представляют собою заговоры с невыраженным сравнением в контаминации с так называемыми персонажными заговорами.

Заговоры возникают на почве диффузного, по терминологии Н. Я. Марра, мышления с характерной для этого мышления не­расчлененностью представлений. Именно наличие диффузного мы­шления и диффузных, нерасчлененных представлений о природе явлений, состояний, существ, стихий и вещей и обусловило возникновение заговоров.

Заговоры-сравнения основаны на сопоставлении явлений, за­говоры-обращения — на представлении каждого из явлений как личного существа.

В мышлении, порождающем заговоры, не противопоставляются существо и явление, существо и состояние, су­щество и вещь или же стихия природы. Болезнь и любовь не со­стояния, эмоции какого-либо существа, какой-либо личности. Всякое явление природы, как и всякое состояние человека, есть существо. Любовь такое же личное существо, как и человек или камень, как существом является дерево, а равно ветер, огонь, звезды.

Мышлению, порождающему заговоры, свойственно существен­ное, личное представление о вещах и в свою очередь — предмет­ное, вещественное представление о существах. Вещь есть существо точно так же, как существо есть вещь. Представлению предмета как существа отвечает представление существа как предмета — предметное, вещное представление о существе. Каждое явление и состояние, каждая эмоция и действие — предметны и вещественны — будет ли это любовь, болезнь, уроки, притча, гнев, тоска, ненависть. В свою очередь вещь, имеющая отношение к человеку (одежда, след человека, его волосы, срезанные ногти и т. п.), является предметным воплощением человека. Вещь, от­носящаяся к человеку, тождественна человеку. Она представляет человека, — и это вполне понятно с точки зрения данного миро­воззрения, не противопоставляющего, не расчленяющего суще­ства и вещи.

В литературе о заговорах говорят обычно о связи слова с обрядовым действием; более правильно говорить о функцио­нальной однозначности заговаривания и действия. Заговоры и действия существуют как практические средства достичь желае­мого.

Нерасчлененность представлений одинаково характерна как для первобытнообщинного мышления дофеодального периода, так и для средневекового мышления феодального периода. Представ­ление о болезни, любви, стихиях как существе свойственно оди­наково как и мировоззрению первобытнообщинного времени, так и средневековому мировоззрению с тою разницей, что в средневе­ковом мировоззрения болезнь — это личное существо, в первобытнообщинном — существо, взятое в соотнесенности к данному родовому коллективу. Заговоры феодально-крепостной эпохи со­вершенно потеряли родовой характер. Для фольклора дофеодаль­ного, первобытнообщинного периода, напротив, характерно нали­чие гентильных родовых представлений о всех вообще явлениях, в том числе и о болезни и о причине заболевания. Диффуз­ное мышление первобытнообщинного времени было в своих наиболее архаических формах родовым, гентильным мышлением, мышлением того времени, когда род, племя были границей для человека, составляли предел, через который он не мог пересту­пить. Солнце было матерью, как матерью была и река, а равно и болезнь, лес, лесная мать зверей, мать-огонь, мать-вода и т. д. Материнско-родовому восприятию было подчинено как восприя­тие солнца, так и восприятие болезни. В условиях перехода от дофеодальной эпохи к феодальной в результате разложения родо­вого строя представления о болезни, смерти, рождении, успехе на охоте и других промыслах и т. д., потеряв свои родовые черты, деформировались в личностные представления; болезнь, напри­мер, стали представлять не как связанную с родителями и ими подчиняемою, но как личное существо.

Теряя родовой характер, связь с родом, мировоззрение крестьянина-общинника в феодальный период сохраняло ту же нерасчлененность пред­ставлений о действии и действующем субъекте, состоянии и существе, существе и вещи, которые в мировоззрении древнородового времени носили материнско-родовой характер.

Именно в этой же плоскости следует решать и вопрос о магии и магизме заговоров. Анализ структуры заговоров, а также обращение к историче­ским документальным материалам XVII—XVIII столетия пока­зали, что заговоры в феодально-крепостную эпоху не были живы. Однако это вовсе не значит, что заговоры строились и создавались на почве средневекового мифотворчества в полном отрыве от мифотворчества дофеодального периода, вне какой-либо связи с фольклором первобытнообщинного времени. Такого мнения держался, например, академик А. Н. Веселовский.

4 2 Летопись по Лаврентьевскому списку, под 945 год. — В кн.: Полное собрание русских летописей. 2-е изд. Л., 1926, стлб. 53 и разночтение 13.

6 8 Майков Л.В. Великорусские заклинания. СПб., 1868 (далее—Майков).

7 0 Тр. этнографическо-статистической экспедиции. СПб., 1871, т. 1, вып. 1, с. 222.

7 2 Ветухов А. В. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды на­родного врачевания, основанные на вере в силу слова. Варшава, 1907, вып. 1—11, с. 133.

7 3 Веселовский А. Н. Заметки и сомнения. с. 289.

8 6 Познанский Н. Заговоры. с. 211.

8 7 Там же, с. 168.

8 8 Потебня А. А. Объяснение малорусских. с. 2.

9 5 Там же, с. 66—67.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector