Фольклор заговоры что это

Заговоры и заклинания составляют древнейший пласт народной культуры и непосредственно, как и сказка, связаны с магией.

C помощью заклинательных формул наши предки надеялись заручиться поддержкой стихийных сил природы и их повелителей, Бога и христианских святых, предотвратить или прекратить нежелательные явления, вызвать или ускорить благоприятные перемены. Но если молитва может быть «услышана» или «не услышана», то правильно произнесенное заклинание, по глубокому всеобщему убеждению, безотказно действует на небесные силы и силы природы, на оружие и болезни (точнее — на олицетворяющие болезни существа), на растения и животных и, конечно же, на людей всех возрастов, чинов и званий — от колдунов, «начальников и начальниц» до новорожденного младенца или полюбившейся парню «красной девицы».

Первую группу заговоров составляют «медицинские» — и универсальные («от всяких болезней», «от боли»), и направленные против конкретных недугов (от заражения крови, от змеиного укуса). Отдельную группу составляют заговоры, призванные обеспечить здоровье новорожденного младенца («от пупа»), избавить ребенка от бессоницы, уберечь от детских болезней. Особого внимания заслуживает «перепекание ребенка».

Во вторую группу входят хозяйственные заговоры и обереги, призванные обеспечить хороший урожай зерновых и овощей, приплод скота, удачу на охоте, в рыбной ловле, в торговле, безопасность в лесу, на чужбине, на войне.

Третья группа заговоров направлена на урегулирование общественных и личных отношений между людьми, где особый интерес представляют «присушки» и «отсушки» — любовные заклинания.

Большинство заговоров направлено на благо человеку, поэтому их тексты содержат молитвенные формулы, имена христианских персонажей (Святая Троица, Богородица, герои библейских сказаний). Но есть и вредоносные заклинания и примыкающие к ним «отсушки» и «присушки» («приворотные» любовные заговоры). В них за помощью обращаются к нечистой силе («призываю к себе девять чертей, девять бесей. «), к языческим богам и, естественно, не употребляют молитвенных слов и выражений.

Тех, кто владел заговорным словом, также можно подразделить на несколько групп. Первая, самая многочисленная группа, это те, кто умеет останавливать кровотечение, знает заговоры от наиболее распространенных болезней, необходимые обереги. И чем дальше мы уходили от традиционной культуры, тем меньше становилось таких людей. В недалеком прошлом такие люди были почти в каждой семье, и подобный уровень владения магическим словом и действием считался явлением обычным.

Вторая группа — «шептуны» (знахари), обслуживающие не только членов своей семьи и близких родственников, но и всех односельчан; порой за помощью к ним обращались и жители соседних деревень. Их знания не исчерпываются лечебными, хозяйственными и универсальными заклинаниями; нередко к ним обращаются за защитой от нечистой силы, чтобы ослабить или нейтрализовать злые чары. В своей практике они широко используют лекарственные травы и другие средства народной медицины.

К третьей категории относят колдунов, возможности и магическая сила которых считаются чуть ли не безграничными. Народная молва приписывает им способность творить настоящие чудеса. Вот как рассказывают об этом старообрядцы Литвы: «Достаточно было волхвитке обойти вокруг воза с товарами — и их хозяева быстро все распродавали не рынке. Другой чародей предлагал отцу рассказчика временно превратить его в собаку, чтобы он смог сбегать в Литву и вернуться обратно в Россию, куда его семья эвакуировалась в годы первой мировой войны. Раздосадованные тем, что их не пригласили на свадьбу, колдуны останавливали «свадебный проезд» — не только лошадей, но и машины; наказывали воров, превращая их в крыс или с помощью заклинаний не позволяя им уйти с места преступления.»

Заговор «от сглазу». Белый глаз, серый глаз, рудый глаз, черный глаз! Радостные урёки, завистные урёки, идите в чистые поля, в зеленые луга. В чистых полях, в зеленых лугах стоит дуб колоколист; на том дубу сидят птицы ярские, поют песни Господние. Не пойдете песни Господние слухать, придет сам Сус Христос, Пресвятая Госпожа Богородица. Возьмет от Агриппины врёки, понесё во пни, во болота, в гнилые колоды. И ныне, и присно. и во веки веков». «Аминь» здесь не говорят.

Заговоры и заклинания – это древнейшие жанры обрядового фольклора. Древние славяне верили в магическую силу слова. Они считали, что произнесенное слово может воздействовать на человека: принести ему пользу или же нанести вред.

Заговоры представляют собой тексты, которые призваны выполнять магические функции. В зависимости от магических функций различают заговоры лечебные, любовные (приворотные отворотные), заговоры-обереги (защитные, оберегающие от врагов, от сглаза, от порчи и т.д.).

Начинается заговор с зачина, в котором говорится о том, что заклинатель из дома перемещается в мифическое пространство, где будет производиться лечение или заклинательные действия. Здесь заклинатель встречает языческого или христианского помощника (Зарю-заряницу, святого, Богородицу, Иисуса Христа), который и производит лечение.

Основная часть заговора называется сюжетной. В ней описывается, как
языческий или христианский помощник изгоняет болезнь из различных частей тела человека. При этом болезнь представляется как одушевленное существо, живущее в теле человека. Помимо болезней заговор оберегает от влияния существ, враждебных человеку: колдунов, еретиков, ведьм, злых людей, сатаны, дьявола, противников. Заклинатель старается подробно перечислить все части человеческого тела, чтобы ни в одной из них болезнь не осталась. Интересно, что лечение осуществляется в переходное время суток: ранним утром, в сумерки, вечером и никогда днем или ночью. Болезнь ссылается на тот свет или в преисподнюю, в глухое пустынное место, откуда не возможно вернуться: на болото, на море, на кладбище, в лес, за горы, в тридесятое царство и т.д.

Заключительная часть заговора называется закрепка. Заклинатель говорит о том,
что его слова закрываются на ключ и замок, которые невозможно достать, потому что они находятся на дне моря, на небесах. Таким образом достигается невозможность повлиять на слова заклинателя или отменить силу действия заговора.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Заговоры и заклинания составляют древнейший пласт народной культуры и непосредственно, как и сказка, связаны с магией.

Во вторую группу входят хозяйственные заговоры и обереги, призванные обеспечить хороший урожай зерновых и овощей, приплод скота, удачу на охоте, в рыбной ловле, в торговле, безопасность в лесу, на чужбине, на войне.

Большинство заговоров направлено на благо человеку, поэтому их тексты содержат молитвенные формулы, имена христианских персонажей (Святая Троица, Богородица, герои библейских сказаний). Но есть и вредоносные заклинания и примыкающие к ним «отсушки» и «присушки» («приворотные» любовные заговоры). В них за помощью обращаются к нечистой силе («призываю к себе девять чертей, девять бесей. «), к языческим богам и, естественно, не употребляют молитвенных слов и выражений.

Тех, кто владел заговорным словом, также можно подразделить на несколько групп. Первая, самая многочисленная группа, это те, кто умеет останавливать кровотечение, знает заговоры от наиболее распространенных болезней, необходимые обереги. И чем дальше мы уходили от традиционной культуры, тем меньше становилось таких людей. В недалеком прошлом такие люди были почти в каждой семье, и подобный уровень владения магическим словом и действием считался явлением обычным.

Вторая группа — «шептуны» (знахари), обслуживающие не только членов своей семьи и близких родственников, но и всех односельчан; порой за помощью к ним обращались и жители соседних деревень. Их знания не исчерпываются лечебными, хозяйственными и универсальными заклинаниями; нередко к ним обращаются за защитой от нечистой силы, чтобы ослабить или нейтрализовать злые чары. В своей практике они широко используют лекарственные травы и другие средства народной медицины.

К третьей категории относят колдунов, возможности и магическая сила которых считаются чуть ли не безграничными. Народная молва приписывает им способность творить настоящие чудеса. Вот как рассказывают об этом старообрядцы Литвы: «Достаточно было волхвитке обойти вокруг воза с товарами — и их хозяева быстро все распродавали не рынке. Другой чародей предлагал отцу рассказчика временно превратить его в собаку, чтобы он смог сбегать в Литву и вернуться обратно в Россию, куда его семья эвакуировалась в годы первой мировой войны. Раздосадованные тем, что их не пригласили на свадьбу, колдуны останавливали свадебный проезд — не только лошадей, но и машины; наказывали воров, превращая их в крыс или с помощью заклинаний не позволяя им уйти с места преступления.»

Заговоры, по мнению абсолютного большинства исследователей являются наиболее архаичной составляющей традиционной славянской культуры. Практика применения заговоров уходит своими корнями в глубокую древность и в большей или меньшей степени сохраняется до наших дней.

Это сток для вод,

Жилище для моря.

Посреди пруда наш дом —

Отврати (свои) лица!

Или на рост ячменя:

Где мы призываем тебя,

Поднимись там, как небо!

Будь неисчерпаем, как океан!

Заговоры широко представлены и в традиционной культуре ближайших соседей славян – балтов. Отрывок литовского лечебного заговора:

Земля, земля, землица!

Отдай здоровье (имя)

Месяц, месяц, месяцочек,

Светлый небесный боженька,

Дай ему (полный) круг, мне здоровье,

Дай ему полноту — мне королевство Перкунаса!

Известны заговоры и германо-скандинавской традиционной культуре. Вот, например, заговор от вывиха:

Фоль и Вотан ехали в лесу.

Тогда у кобылы Бальдра была вывихнута нога.

Тогда заклинала её Синтгунт, Сунна её сестра,

Тогда заклинала её Фрейя, Фола её сестра,

Тогда заклинал её Вотан так хорошо, как он умел

И от вывиха кости, и от вывиха крови,

И от вывиха сустава:

Кость к кости, кровь к крови,

Сустав к суставу да приклеятся

Будь невредимым, день! Будьте невредимыми, дня сыны!

Будь невредимой, ночь с сестрою!

Негневными глазами взгляните на нас сюда

И дайте сидящим победу

Невредимые асы, невредимые асиньи,

Да будет невредимой многополезная земля!

В кельтском эпосе также сохранились тексты, имеющие отчётливые черты заговора:

Заклинаю ирландскую землю,

Омытую морем обильным,

Обильны горы великие,

Велики леса могучие..

На матушке Межовке

С раба Божьего (имярек) скатится

Меньше проблем с классификацией заговора возникает в том случае, если наряду с фундаментальными мифологическими представлениями в нём присутствую ещё и конкретные мифологические образы. Как, например, в этом случае:

На сине море-окияне

На острове Буяне

Стоит дуб кверху корнями

На дубу сидит красна девица.

Это не красная девица —

Сама Мать Пресвятая Богородица.

больные раны зашивает,

тянет нитку от севера до востока

Эта нитка обрывается

У рабы (имярек) горячая кровь унимается

По эту святую минуту!

Как уже говорилось выше, из заговорных текстов можно почерпнуть информацию о мифологических представлениях наших предков, их взглядах на мироустройство и многое другое. Например, представление о сакральном Центре Мира (Острове Буяне) или Первоматерии (Алатырь-Камне) в более или менее неизменном виде сохранилось исключительно благодаря заговорам.

Кстати сказать, подобная позиция церкви отнюдь не искоренила применение различных магических средств в народной среде.

Некоторые особенности заговорных текстов: ритм

Заговор произносится на особый манер – нарочито изменённым голосом (громче либо тише обычного, нашёптыванием, бормотанием и т.п.) и сопровождается учащением либо напротив замедлением дыхания, в зависимости от предназначения заговора и личного практического опыта человека, читающего заговор.

Пойду из избы дверьми,

Из двора — воротами

В восточную сторону

Пойду нижней тропой,

Стану на Заход лицом

На Восход хребтом

Заговоры, связанные с конкретной ситуацией как, например, остановить кровотечение, наговариваются непосредственно на объект – в данном случае рану. Лечебные заговоры, равно как и заговоры на снятие порчи также наговариваются обратясь к больному, но так чтобы заговаривающий был обращён лицом на восток.

Ход заговорного действа во многом повторяет структуру большого Кологодного Обряда, принятого ныне в среде последователей традиционной дохристианской культуры. В этом также проявляется органическое Единство Большого и Малого, проявление Воли Богов на всех уровнях Мироздания. По сути, заговор и сопровождающие его чтение действа и являются малым Обрядом.

Список использованной и цитируемой литературы:

Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. Сюжетика и образ мира. 2010

Антропология культуры. Вып. 3. 2005

В-с заговоры. Аннотированный библиографический указатель. 2011

Вельмезова Е.В. Чешский лечебный заговор. Автореф. канд. дисс. 1999

Гунчик И. Украинский магическо-сакральный фольклор. 2011

Ефименко П.С. МФФ Архангельской губернии

Ефименко П.С. Сб. малороссийских заклинаний.1874

Ефименко П.С. Упыри (Киевская Старина)

Завьялова М.В. Балто-славянский заговорный текст лингвистический анализ и модель мира. 2006

Заговорный текст. Генезис и структура. 2005

Концепт движения в языке и культуре. 1996

Майков Л.Н. Великорусские заклинания

Познанский Н. Заговоры. 1917

Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 5. Заговоры, апокрифы, духовные стихи. 1891

Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в. 2010

Русские заговоры Карелии. 2000

Текст. Семантика и структура. 1983

Украинские заклинания. 1993 —

Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы. 1995

Юдин А.В. Ономастикон русских заговоров. 1997

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector