Как помочь двухлетнему ребенку заговорить

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

  • Карточки. Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки. Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

  • Упражнения для развития речи. Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики. На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, лепка из теста и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

ВОПРОС

Моему сыну 2 года 2 месяца. Он до сих пор не разговаривает. Говорит только Ма-Ма.. произносит также некоторые непонятные нам фразы, повторять что-то отказывается. На вопросы «что тебе дать?» просто показывает пальцем. «Да или нет?» — качает головой. Ни о каких стишках и речи быть не может. Он все понимает, умеет играть во все игры для детей этого возраста. Но если в игре есть речь, он ее игнорирует. Доктор сказал, что ребенок развивается нормально, за исключением того, что он еще не говорит. Он обвинил нас в том, что мы с ребенком не занимаемся. Но это не так! Я и сказки ему с рождения читаю, и рассказы рассказываю постоянно. Мы полгода назад переехали в англоговорящую страну, где все вокруг говорят на английском. Первое слово, которое он выучил, было «бай!». Сейчас я просто НЕ МОГУ его заставить что-либо за мной повторить! Это касается не только речи, но и некоторых действий. Как мне заставить его меня слушать, чтобы он хоть слово за мной повторил?

ОТВЕТ

Во-первых, конечно, хочется сказать вам, что уделяя внимание ребенку, вы делаете огромный вклад в его будущее успешное психическое развитие. Единственное, что нужно учитывать — во всем должна соблюдаться «золотая середина».

Второй год жизни — это сенсетивный период для развития речи. А развитие речи в свою очередь является залогом дальнейшего успешного психического развития малыша. Именно поэтому такое пристальное внимание специалисты уделяют речевому развитию ребенка.

Давайте разберемся, что же происходит с ребенком в этот момент.

Функция понимания речи развивается до полутора лет. И из вашего описания ситуации становится ясно, что с пониманием речи у вашего малыша все в порядке.

После полутора лет начинается активное пополнение словарного запаса, и вот тут у вас что называется «западает». Скорее всего ситуация складывалась следующим образом: в лексиконе вашего сына было несколько слов, обозначающих порой целую фразу. Например, «ня» обозначало и просьбу взять его на ручки, и требование какой-либо понравившейся вещицы, и предложение вам игрушки. И вы, как любящая и заботливая мама, чудесно понимали своего малыша.

Однако, если до полутора лет такое предвосхищение и понимание потребностей ребенка давало ему ощущение стабильности, то после полутора лет оно стало серьезным препятствием развитию.

СОВЕТ: Вам просто необходимо перестать быть догадливой мамой и удовлетворять потребности ребенка до того, как он их озвучил. Старайтесь, чтобы ребенок произнес слово целиком, точно выражая свои желания. При нормальном речевом развитии к концу второго года жизни словарный запас ребенка составляет порядка 300 слов, среди которых присутствуют названия предметов, названия их качеств. Далее появляется фразовая речь.

Здесь же необходимо помнить, что существует индивидуальный темп развития у каждого ребенка. А мальчики начинают говорить несколько позднее девочек. Кроме этого для развития каждой отдельной функции существует своя динамика. Дети, начинающие говорить позже других как правило говорят более правильно и понятно.

Насколько я понимаю из вашего вопроса ребенок понимает обращенную к нему речь, моторика развита нормально, а это не может не обнадеживать. Но все же в вашей ситуации необходимо получить очную консультацию логопеда и психолога.

Ни в коем случае не заставляйте ребенка говорить что-либо или повторять за вами! Просто «не понимайте его».

Поскольку у малыша есть отставание в речевом развитии, то переезд в другую страну стал дополнительным негативным фактором, влияющим на речевое развитие. Не спешите сразу обучать его иностранному языку, он еще не освоился с родным.

ВО ЧТО ИГРАТЬ Ну и конечно, играйте. Исключите игры, где требуется высокая речевая активность, в силу того, что у ребенка ее пока просто нет. Вот несколько игр, которые можно использовать в Вашем случае:

Смотрите книжки с картинками

— Старайтесь как можно больше привлекать внимание малыша к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ребенком, показывая изображения животных, знакомых ребенку предметов, людей. Задавайте ему вопросы: «Покажи, где киска?», «Как киска мяукает?».

— Читайте ребенку стихи, потешки, считалки, пойте песенки.

Не забывайте народное творчество: продолжайте играть в «Козу рогатую», «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Пальчики в лесу».

Постепенно расширяйте звуковую и речевую среду в освоении языка. Пусть вас не тревожит то, что ребенок еще многого не понимает.

— Зачем мне говорить, если вы и без слов меня понимаете?

Можно читать ребенку такие стихи Агнии Барто, как, например:

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший.

Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: «Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!»

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка — Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.

Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.

— Игры с куклой.

Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, гулять с ней. Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.

Например: «Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?»

— Игры по ролям.

К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком.

Так, например, поиграйте в игру «Кошки-мышки». Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. «Кот» ходит по комнате, а «мышка» спряталась. Затем «кот» улегся спать, и «мышка» вышла из своего укрытия. «Кот» проснулся, потянулся, замяукал, и «мышке» надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться). Далее меняетесь с ребенком ролями.

Или поиграйте в «Мишку-косолапого».

Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок:

Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает и в карман кладет. Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою — топ!

Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.

Присылайте ваши вопросы детскому психолог Татьяне Малютиной на mama@kp.ru

О том, как научить ребенка разговаривать в 2 года, сейчас задумываются многие родители. Связано это с популярностью идей раннего развития, с тем, что детей в настоящее время рано начинают обучать, а от развития речи успех в обучении прямо зависит. Поэтому, если малыш в 2 года не разговаривает, мама и папа начинают беспокоиться.

Насколько это беспокойство оправдано? Нормально ли это, если ребенок в 2 года еще не начал говорить? Нужно с ним как-то специально работать, вести его к психологу или не стоит обращать на это особого внимания? Что делать, если кроха молчит как рыба?

Кому-то может показаться странным, но нежелание малыша говорить еще не означает, что он отстает в развитии. Чтобы кроха заговорил, ему это должно быть для чего-то нужно.

На вопрос, почему ребенок не разговаривает, есть множество ответов. Некоторые дети получают все, что им нужно, без всяких усилий. У них очень заботливые родители. Мама умеет угадать желания своего чада еще до того, как он их явно проявит. Тогда для чего малышу делать лишние усилия?

Примерно такова же и проблема многих детей. Говорить они могли бы, но не стремятся к этому. Подобное возможно и в 6 лет, а не только в раннем возрасте.

Чтобы ребенок заговорил, нужны ситуации в отношениях с близкими взрослыми, когда малышу это необходимо. Не сказав ничего, он рискует не получить что-то важное для себя, например внимание мамы.

Некоторые дети очень застенчивы. Это индивидуальная особенность, не связанная с уровнем развития речи. До определенного возраста — 6 лет и старше — такой малыш кажется совершенно неговорящим, с неразвитой речью. Однако в школе обнаруживает хорошие способности и вполне развитую речь. Он просто стеснялся говорить, и пока это было возможно, избегал необходимости делать то, что ему психологически было сложно.

Но бывает и так, что молчание ребенка действительно указывает на отставание в развитии. Это может произойти, если есть какие-то органические причины для такого отставания: недоразвитие определенных участков мозга или что-то другое. Но подобное случается редко. Гораздо чаще причина того, что ребенок в два года не говорит, заключается в поведении взрослых по отношению к этому ребенку.

Если за малышом только ухаживали (кормили, мыли, укладывали спать), но почти не разговаривали с ним, то как он может вдруг заговорить? Разговаривающий ребенок не появится сам по себе. Он должен слышать человеческую речь, обращенную к нему, слышать постоянно, каждый день. Только тогда он рано или поздно заговорит сам.

То, что малыш не разговаривает толком, может быть связано с непониманием функций речи в общении именно с маленькими детьми.

Когда мы имеем дело со взрослым человеком, и тогда, когда перед нами ребенок, которому 2 года 3 месяца, мы пользуемся теми же словами того же языка, и нам может казаться, что это то же самое. Не все ли равно, с кем разговаривать?

На самом же деле речь для взрослого — это информация. Не только, но главным образом. Когда мы, взрослые люди, говорим друг с другом, мы обмениваемся информацией. Совершенно неинформативная речь нам неинтересна. Речь крайне эмоционально насыщенная воспринимается нами как почти неприличная.

Дети другие. Для них речь — это выражение своих эмоций, их проявление, а также установление эмоциональной связи, контакта с другим человеком. Для ребенка неважно, что говорится, а важно, какими эмоциями насыщена речь, важна личностная отнесенность речи, кто именно говорит. Совершенно по-разному он воспринимает слова мамы и чужого человека.

Если с помощью речи кроха не может объединить себя с близким человеком, эмоциональная связь не возникает, если речь взрослого, обращенная к малышу, всегда носит функциональный характер (взрослый обращается к подопечному только тогда, когда это для чего-то нужно из прагматических соображений, отдает какую-то команду), то ребенок теряет интерес к человеческой речи. Она не отвечает его запросам, не нужна ему.

Поэтому на вопрос, что делать, чтобы ребенок заговорил хотя бы в 2 года 9 месяцев, можно ответить: общаться с ребенком эмоционально. То есть ваши обращения к нему должны выражать ваши подлинные чувства: радость, нежность, восторг, жалость, грусть. И с помощью речи должна устанавливаться связь между вами и ребенком.

Только в этом случае все будет хорошо с его речевым развитием, если нет особых причин для его задержки.

Как должен взрослый разговаривать с малышом, уже известно.

Если с ребенком с самого раннего возраста, когда он заведомо еще не может ничего ответить, мама и другие близкие люди бескорыстно общаются, выражая различные эмоции и устанавливая интимный эмоциональный контакт с крохой с помощью речи, то это будет необходимым условием для его успешного развития. Но все же недостаточным. Нужно создать обогащающую среду. Что это такое?

Если малышу 6 месяцев, можно ли с ним обсуждать погоду или характер общих знакомых? О чем вообще с ним говорить? Какую лексику употреблять?

Отличие речи, обращенной к ребенку, не в ее примитивности, а в ее эмоциональной насыщенности и диалогичности. Монологи дети не воспринимают. Эмоционально бедную речь тоже. Но лексически и синтаксически следует выражаться достаточно разнообразно.

Понятно, дитя поймет не все. И не нужно, чтобы сразу все было понятно. Происходит развитие. Если вы употребили 10 новых слов, а ребенок 8 не запомнил, а 2 запомнил, это отлично.

При этом с ребенком нужно именно с интересом и с радостью общаться, а не учить его новым словам. Вы не урок проводите. Просто это ваш близкий человек, пусть и маленький, ваш друг. Не надо ему объяснять каждое слово. Он сам спросит, если захочет.

Еще одна проблема 2-летнего малыша может быть связана с тем, что его близкие взрослые хотят, чтобы он говорил правильно. То есть все ошибки взрослые исправляют, всякий раз делают замечания. Если ребенок 2,5 года не разговаривает, если ему уже три года, а он все молчит, словно набрав в рот воды, это может быть и потому, что ему неприятно постоянно выслушивать замечания.

Дети относятся к языку не так, как взрослые. Взрослым известны нормы языка, они уже долгое время практикуются в речи и привыкли говорить так, как принято. Ребенок же язык только начал осваивать. Поэтому он экспериментирует с языком. Возраст таких языковых экспериментов колеблется в широких пределах: от года 8 месяцев до 10-12 лет и старше. У отдельных людей эксперименты с языком не кончаются никогда: таковы их индивидуальные склонности. Это талантливые писатели, филологи.

Ребенок вертит слова языка как хочет, меняет их, придумывает несуществующие в языке формы. Он может делать это в 4 года, может и в восемь лет. Поправлять его не нужно, если только он не коверкает язык специально или по небрежности. Это такой свойственный всем детям особый способ освоения родного языка.

Действительно ли так важно разговорить ребенка? Или достаточно, как думают многие, читать ему хорошие книги?

Если ребенку 6 месяцев, ему нужно улыбаться, с ним вместе смеяться и радоваться, то есть общаться с ним. Если 6 лет, то можно и читать, а возможно, он уже и сам станет активным читателем.

Однако само по себе чтение книг не развивает. Развивает только увлечение чтением.

Если родители читают ребенку лучшие книги второй, третий год, а эффекта нет, это значит, что сами взрослые не любят читать. Задача не в том, чтобы прочесть сколько-то страниц, а в том, чтобы заразить малыша своей увлеченностью, своими эмоциями при чтении. Тогда дитя поймет, как это здорово — уметь читать.

Научить читать тоже не так важно. Сейчас все умеют читать. Но если крохе читали с самого раннего возраста, однако ребенку 2 года 4 месяца, и он не разговаривает, то, видимо, читали не так, как нужно, не зацепили, не увлекли. А задача взрослых именно в этом.

Если ребенку 2-3, не разговаривает, нужно определить причину проблемы. Тогда станет ясно, что нужно делать. Не беспокойтесь: он заговорит, когда сможет и когда захочет.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector