Как вы заставили ребенка заговорить

ВОПРОС

Моему сыну 2 года 2 месяца. Он до сих пор не разговаривает. Говорит только Ма-Ма.. произносит также некоторые непонятные нам фразы, повторять что-то отказывается. На вопросы «что тебе дать?» просто показывает пальцем. «Да или нет?» — качает головой. Ни о каких стишках и речи быть не может. Он все понимает, умеет играть во все игры для детей этого возраста. Но если в игре есть речь, он ее игнорирует. Доктор сказал, что ребенок развивается нормально, за исключением того, что он еще не говорит. Он обвинил нас в том, что мы с ребенком не занимаемся. Но это не так! Я и сказки ему с рождения читаю, и рассказы рассказываю постоянно. Мы полгода назад переехали в англоговорящую страну, где все вокруг говорят на английском. Первое слово, которое он выучил, было «бай!». Сейчас я просто НЕ МОГУ его заставить что-либо за мной повторить! Это касается не только речи, но и некоторых действий. Как мне заставить его меня слушать, чтобы он хоть слово за мной повторил?

ОТВЕТ

Во-первых, конечно, хочется сказать вам, что уделяя внимание ребенку, вы делаете огромный вклад в его будущее успешное психическое развитие. Единственное, что нужно учитывать — во всем должна соблюдаться «золотая середина».

Второй год жизни — это сенсетивный период для развития речи. А развитие речи в свою очередь является залогом дальнейшего успешного психического развития малыша. Именно поэтому такое пристальное внимание специалисты уделяют речевому развитию ребенка.

Давайте разберемся, что же происходит с ребенком в этот момент.

Функция понимания речи развивается до полутора лет. И из вашего описания ситуации становится ясно, что с пониманием речи у вашего малыша все в порядке.

После полутора лет начинается активное пополнение словарного запаса, и вот тут у вас что называется «западает». Скорее всего ситуация складывалась следующим образом: в лексиконе вашего сына было несколько слов, обозначающих порой целую фразу. Например, «ня» обозначало и просьбу взять его на ручки, и требование какой-либо понравившейся вещицы, и предложение вам игрушки. И вы, как любящая и заботливая мама, чудесно понимали своего малыша.

Однако, если до полутора лет такое предвосхищение и понимание потребностей ребенка давало ему ощущение стабильности, то после полутора лет оно стало серьезным препятствием развитию.

СОВЕТ: Вам просто необходимо перестать быть догадливой мамой и удовлетворять потребности ребенка до того, как он их озвучил. Старайтесь, чтобы ребенок произнес слово целиком, точно выражая свои желания. При нормальном речевом развитии к концу второго года жизни словарный запас ребенка составляет порядка 300 слов, среди которых присутствуют названия предметов, названия их качеств. Далее появляется фразовая речь.

Здесь же необходимо помнить, что существует индивидуальный темп развития у каждого ребенка. А мальчики начинают говорить несколько позднее девочек. Кроме этого для развития каждой отдельной функции существует своя динамика. Дети, начинающие говорить позже других как правило говорят более правильно и понятно.

Насколько я понимаю из вашего вопроса ребенок понимает обращенную к нему речь, моторика развита нормально, а это не может не обнадеживать. Но все же в вашей ситуации необходимо получить очную консультацию логопеда и психолога.

Ни в коем случае не заставляйте ребенка говорить что-либо или повторять за вами! Просто «не понимайте его».

Поскольку у малыша есть отставание в речевом развитии, то переезд в другую страну стал дополнительным негативным фактором, влияющим на речевое развитие. Не спешите сразу обучать его иностранному языку, он еще не освоился с родным.

ВО ЧТО ИГРАТЬ Ну и конечно, играйте. Исключите игры, где требуется высокая речевая активность, в силу того, что у ребенка ее пока просто нет. Вот несколько игр, которые можно использовать в Вашем случае:

Смотрите книжки с картинками

— Старайтесь как можно больше привлекать внимание малыша к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ребенком, показывая изображения животных, знакомых ребенку предметов, людей. Задавайте ему вопросы: «Покажи, где киска?», «Как киска мяукает?».

— Читайте ребенку стихи, потешки, считалки, пойте песенки.

Не забывайте народное творчество: продолжайте играть в «Козу рогатую», «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Пальчики в лесу».

Постепенно расширяйте звуковую и речевую среду в освоении языка. Пусть вас не тревожит то, что ребенок еще многого не понимает.

— Зачем мне говорить, если вы и без слов меня понимаете?

Можно читать ребенку такие стихи Агнии Барто, как, например:

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший.

Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: «Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!»

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка — Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.

Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.

— Игры с куклой.

Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, гулять с ней. Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.

Например: «Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?»

— Игры по ролям.

К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком.

Так, например, поиграйте в игру «Кошки-мышки». Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. «Кот» ходит по комнате, а «мышка» спряталась. Затем «кот» улегся спать, и «мышка» вышла из своего укрытия. «Кот» проснулся, потянулся, замяукал, и «мышке» надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться). Далее меняетесь с ребенком ролями.

Или поиграйте в «Мишку-косолапого».

Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок:

Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает и в карман кладет. Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою — топ!

Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.

Присылайте ваши вопросы детскому психолог Татьяне Малютиной на mama@kp.ru

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector