Как помочь ребенку с зпр заговорить

Доброго времени суток, дорогие родители и посетители моей странички.

Сегодня хочу затронуть тему, которая наверняка волнует многих мам и пап. Родители очень болезненно, а по – другому, не отреагируешь, если Ваш любимый ребенок с задержкой психического развития никак не заговорит.

Столкнулось с тем, что родителей беспокоил вопрос, как и нужно ли привлекать специалистов в коррекционной программе к ребенку ЗПР? Не будет ли клеймом и вечным обсуждением соседей и на детской площадке к определенному ребенку.

Сейчас, не то время, чтобы обращать внимание на то, что скажут посторонние люди, когда речь идет о самом главном аспекте: Помочь своему малышу преодолеть барьеры, связанные с проблемой речи.

Диагноз ЗПР – не приговор, он легко поддается коррекции при систематическом выполнении реабилитационных мероприятий и по достижении младшего школьного возраста ребенок догоняет сверстников в развитии. Но лучше всего отдать ребенка в школу в возрасте 8, а не 7 лет. То, что ребенок будет старше остальных одноклассников на 1 год – не страшно, зато он будет готов к обучению в школе эмоционально и умственно.

Конечно, все индивидуально с каждым ребенком. И тем не менее, чем быстрее Вы решитесь на коррекционные занятия и будете помогать всей семьей развивать и хвалить малыша, тем радостнее ему будет чувствовать Вашу поддержку и охотнее принимать игру.

Роль семьи несет самую важную функцию в успешности лечения. Несколько полезных правил для всей семьи в воспитании:

2. Не стоит требовать слишком много. Учитывайте особенности диагноза. Не перегружайте заданиями, работой, с которой справляются не отстающие в развитии дети в его возрасте. Завышенными требованиями можно лишь снизить работоспособность и отбить всякое желание делать что-либо в дальнейшем. Время выполнения заданий определит психолог. Обычно это зависит от возраста и степени тяжести диагноза. В среднем задания для умственной нагрузки длятся 10-12 минут. Затем следует сделать перерыв на 20 минут. Поиграйте в подвижную игру, перекусите, сделайте гимнастику. Продолжите коррекционно-развивающую работу еще 8 минут. В день этого достаточно. В течение дня включите в режим ребенка игры-терапии: манипуляции с песком, пальчиковые игры. Это обязательно. Если ребенок не выдерживает даже 5 минут занятия, добавьте перерывы с физкультурными минутками, но выполните все 10 минут каждого занятия.

3. Подбадривайте, хвалите за хорошее поведение, празднуйте маленькие победы (научились вырезать из бумаги – сходите в кино или займитесь другим любимым развлечением). Ребенок должен верить в свои силы, испытывать интерес от собственных достижений. Желание делать что-либо самостоятельно, развивая активность, будут формироваться поначалу только на легком и увлекательном материале.

4. Общайтесь, помогайте изучать окружающий мир. На прогулке, по дороге из сада/школы, везде вне дома и учебной обстановки, просите называть форму, размер, цвет объекта – машины, дома, крыши. Обращайте внимание на погоду, попросите описать ее.

5. Запаситесь терпением. Кстати, ребенку оно тоже понадобится. Если уж вы сами срываетесь, не в силах ждать, пока он застегнет куртку, вымоет кружку, соберет игрушки, приготовит себе бутерброд, чего ждать от него?

6. Сейчас созданы специальные группы в детских садах (государственных и частных), в школах работают классы коррекции. Групповые занятия по 10-12 человек эффективны. Там дети учатся по специальным программам и получают помощь от дефектолога, психолога, логопеда. Такая работа дает возможность полностью купировать диагноз.

Функция специалистов, их работа будет не так важна (а лучше вообще сказать, малоэффективна), если родители оставляют всю работу по коррекции педагогам.

Диагноз «задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданными, а подчас и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: «Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же делать дальше?»

Вложение Размер
kak_pomoch_rebenku_s_zpr.docx 14.96 КБ

Как помочь ребенку с ЗПР?

Диагноз «задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданными, а подчас и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: «Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же делать дальше?».

Задержка психического развития — особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии. Специалисты называют детей с ЗПР » детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью».

Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.

Детей с ЗПР нередко относят к олигофренам. В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит временный и замедленный темп развития. Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера.

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребенка, порой, не замечая важного — отставания в развитии.

Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.

Воспитание в семье ребенка с ЗПР — ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим ребенком? В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психоневрологу), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.

Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.

Главное — родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам .

Своевременное выявление задержки психического развития – это 50% успеха в коррекции диагноза. Если вы заметили следующие симптомы, обратитесь к врачу.

ЗПР может проявляться в младшем школьном возрасте в качестве:

  1. недостаточной сформированности познаний об окружающем мире;
  2. повышенной утомляемости;
  3. отсутствии концентрации на каком-либо задании;
  4. предпочтении игры интеллектуальным нагрузкам;
  5. незрелость в поведении (игры не по возрасту, неуместные капризы, частые слезы, истерики).

Наличие всех или нескольких является причиной обращения к специалистам. Важно – не игнорировать проблему, не пренебрегать симптомами и не паниковать. Если вам знакомы люди, которые начали говорить в 5 лет, выросли и в дальнейшем вели нормальную жизнь, это не значит, что на задержку развития своего ребенка тоже можно не обращать внимания. Такая реакция родителей часто приводит к уже более серьезному течению диагноза.

Не следует винить себя и близких в испорченной наследственности. Лучшее, что можно сделать – обратиться за помощью к специалистам. Специальные психологи, неврологи, дефектологи, логопеды помогут подобрать необходимые коррекционные программы, которые нужно выполнять продолжительно и непрерывно. В случае несоблюдения предписаний, отказа от дальнейшего обследования по системе, назначенной врачами, приводит к усилению симптомов, вплоть до развития умственной отсталости.

Если негативные чувства и эмоции преобладают над желанием помочь ребенку, посоветуйтесь с врачом. Диагноз ЗПР – не приговор, он легко поддается коррекции при систематическом выполнении реабилитационных мероприятий и по достижении младшего школьного возраста ребенок догоняет сверстников в развитии. Но лучше всего отдать ребенка в школу в возрасте 8, а не 7 лет. То, что ребенок будет старше остальных одноклассников на 1 год – не страшно, зато он будет готов к обучению в школе эмоционально и умственно.

Роль семьи несет самую важную функцию в успешности лечения. Несколько полезных правил для всей семьи в воспитании:

Сейчас созданы специальные группы в детских садах (государственных и частных), в школах работают классы коррекции. Групповые занятия по 10-12 человек эффективны. Там дети учатся по специальным программам и получают помощь от дефектолога, психолога, логопеда. Такая работа дает возможность полностью купировать диагноз.

Функция специалистов, их работа будет не так важна (а лучше вообще сказать, малоэффективна), если родители оставляют всю работу по коррекции педагогам.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector