статья «Когда заговорит неговорящий ребёнок?»
Вложение | Размер |
---|---|
statya_negovoryashchiy_rebyonok.docx | 158.5 КБ |
Когда заговорит неговорящий ребёнок?
Учитель-логопед: Лычагина В.Э
Речь – основное средство коммуникации в обществе. Для человека она является возможностью быть услышанным и понятым. Для людей, лишенных способности говорить из-за врожденных нарушений придумана альтернативная система общения. Но, если есть малейший шанс наладить речевые навыки, то это непременно нужно сделать. Особое внимание вызывают дети, которые в силу возраста должны владеть обширным словарным запасом, но до сих пор не произнесли ни слова, используют детский лепет, выражают свои желания только жестами.
К сожалению, сегодня нередко можно встретить детей, которые и в четыре года практически не разговаривают. И так, как быть, если речевое развитие ребенка идет по другому: малыш не говорит, или его речь развивается очень медленно? В последние время возросло количество детей разного возраста, с проблемами речи. Ваш малыш не говорит? Что делать? Ждать или помогать? Если ждать, то до какого возраста? Какие будут последствия для ребенка, если он не говорит?
Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть. То есть, если вовремя не помочь малышу исправить недостатки в развитии речи, со временем возникают вторичные нарушения развития личности ребенка. Какие же вторичные нарушения развития могут возникать у неговорящего ребенка (это когда ребенок совсем молчит или говорит несколько десятков слов, но нет фразовой речи?):
1. Задержка умственного развития;
2. Речевой негативизм;
3. Затруднения в процессе общения со сверстниками и взрослыми;
4. Деформация личностных черт;
5. Общая невротизация ребенка.
Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед или дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.
12 причин, задерживающих развитие речи:
- Индивидуальный темп;
- Отсутствие необходимости;
- Педагогическая запущенность;
- Двуязычная семья;
- Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка;
- Негативизм у ребёнка;
- Генетическая предрасположенность;
- Осложнённое течение беременности и родов у матери;
- Нарушение слуха;
- Несовершенство артикуляционной системы;
- Алалия;
- Проблемы интеллектуального развития;
Начиная с года, родители должны уметь в игровой форме направлять развитие речи по правильному пути. Повседневное общение даёт возможность обогащать словарь детей.
С самого раннего возраста приучайте сына или дочь к правильному произношению звуков и слов. Не поощряйте сюсюканье, слова-паразиты и речевые ошибки, какими бы забавными они вам не казались. Также необходимо и самим следить за чистотой речи, стараться не использовать без нужды уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Как стимулировать развитие речи ребенка?
1. Читайте малышу сказки и обсуждайте их.
2. Постоянно общайтесь с ребёнком, отвечайте на его вопросы, задавайте вопросы ему.
3. Рассказывайте своему малышу об окружающем мире. Развивайте и поощряйте его любознательность.
4. Занимайтесь развитием мелкой моторики: рисуйте, лепите, играйте с крупой, работайте с ножницами.
6. Используйте в играх элементы пальчикового театра.
7. Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами мягко и ненавязчиво давайте понять ребенку, что вы не понимаете его жестов-просьб и просите озвучивать словами свои желания.
И, помните, что ребенок учится, играя, поэтому он не должен переутомляться, чтобы не потерять интерес к занятиям.
С логопедом начинать стимульные занятия по формированию речи эффективно с 2,5 лет. Система занятий по развитию речи стимулирует моторное, сенсорное, речевое развитие ребенка в соответствии с закономерностями развития ребенка. Но, Вам всегда надо помнить о том, как бы усиленно не работал с малышом специалист, используя самые эффективные методики, возлагать надежды исключительно на специалиста не стоит, и большая доля работы ляжет на ваши родительские плечи. Важнейшую роль в устранении задержки развития речи играют регулярные ежедневные занятия с ребенком дома.
Помогут специалист, а также внимание, терпение и родительская любовь
Знаете ли вы, когда научились говорить? Моя мама рассказывала, что в полтора года я уже могла произносить многие слова, но, правда, по настроению. К сожалению, сегодня нередко можно встретить детей, которые и в четыре года практически не разговаривают. Об этой проблеме мы побеседовали с логопедом Марией Горюшиной.
Специалисту мы задали самые актуальные и волнующие многих вопросы и получили компетентные ответы.
- Чем может быть вызвано резкое увеличение неговорящих детей?
— Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Специалисты по всему миру отмечают рост числа неговорящих детей. Это может быть связано с экологией, климатическими изменениями. В России играют роль ещё два фактора: аномальная жара в 2010 году и радиоактивные выбросы в связи с чернобыльской катастрофой в 1986-м. Также это может быть связано с изменением стиля воспитания в семье в сторону инфантилизации родителей. Отчасти мы стали слишком ограждать и беречь детей не только от опасностей, но и от здорового сенсомоторного опыта. Поэтому сейчас у многих детей отмечается нарушение процессов интегрирования сенсорных сигналов, поступающих из внешнего мира в мозг.
2. Как бороться с этой проблемой и какие меры нужно предпринимать, дабы её избежать?
— Проблема, к сожалению, может случиться в каждой семье. Бывает, будущие родители ведут здоровый образ жизни, перед беременностью прошли всех врачей, всё сделали осмысленно, осознанно, и вдруг — аутизм. А бывает, употребляют алкоголь, курят, мама во время беременности нервничает, может, даже болеет или получает травмы, падает. А ребёнок — жив, здоров и развит нормально. Но, раз уж такое случилось, первое, что нужно делать, это наблюдать за малышом. Много и часто. Контактировать с ним. Всячески стремиться простимулировать его реакцию на различные сенсорные объекты (свет, звук, обоняние, тактильные, проприоцептивные и вестибулярные ощущения). Обязательно отправляться к специалисту с малых лет.
Есть миф, что ребёнка берут логопеды только с 3-х лет, но сейчас у нас в городе многие специализируются на совсем маленьких детках.
И очень важно, чтобы мама принимала ребёнка. Представляете, какой шок и удар она испытывает оттого, что вчера мечтала, как отдаст сына на футбол или дочку на музыку, а у ребёнка, оказывается, ДЦП, или он никогда не сможет нормально коммуницировать с другими людьми?! Состояние отца и матери понять практически невозможно, и им, конечно, важно посещать психотерапевта. Учиться принимать ребёнка таким, какой он есть, ведь он — лакмусовая бумажка всей семьи. Гармонизация отношений в семье обязательно положительно скажется на ребёнке. Важно также наблюдаться у невролога и нейропсихолога. Эти специалисты смогут дать медицинское обоснование проблем ребёнка.
Чтобы минимизировать риски нарушений развития у малыша, важно тщательно готовиться к беременности. Маме необходим особый режим, при этом она не должна чувствовать себя так: беременная – значит больная. Напротив, правильное ощущение — беременная, значит бережённая.
3. От чего больше зависит развитие речи ребёнка — от личностных характеристик малыша или от отношения родителей к его развитию?
— Здесь важно добавить ещё один вариант — биологические и генетические характеристики.
В качестве примера могу предложить такую историю. Двое детей одинакового возраста. Их напугала собака. Лаяла, может даже, укусила. Далее — один ребёнок будет всю жизнь обходить собак стороной, а второй начнёт заикаться. Почему? Потому что в нервной системе второго заранее был заложен потенциал к заиканию. А собака — всего лишь пусковой механизм. Поэтому есть мнение, что заикаются от испуга. Пугаются сотни и тысячи детей. Заикаются же из них лишь некоторые.
Рассказываю всё это к тому, что в природе каждого человека заложены определённые биологические механизмы и потенциалы. Даже у ребёнка с высокой судорожной готовностью можно сохранить баланс в жизни и никогда так и не увидеть судорог или эпилепсии благодаря вниманию и терпению родителей. Ребёнок с потенциалом к заиканию может никогда не начать заикаться. Но в нарушениях другого характера — например, зрения, слуха или опорно-двигательной системы — нет никакого потенциала. Либо у тебя есть ДЦП или слепота, либо нет. Это те вещи, где сыграет ключевую роль именно то, о чём вы говорите, — отношение родителей к развитию ребёнка. Хватит ли у них сил собраться и сделать его максимально независимой и самостоятельной личностью?
4. В каком возрасте надо бить тревогу, если ребёнок не разговаривает? Многие родители думают, что ещё не время, и основываются на примерах знакомых.
— Это неправильно. Даже больше скажу: родили одного ребёнка и он заговорил к двум годам, спустя время родили второго, а он начал говорить к четырём, но даже их нельзя сравнивать. Родных братьев и даже близнецов нельзя сравнивать, а уж своего малыша с чужим — и подавно.
К трем годам ребёнок должен произносить простейшие слова, фразы и предложения. Если и этого не происходит, нужно не просто искать специалиста, а бежать к нему. Детский мозг очень пластичен, но чем больше проходит времени, тем более ригидным он становится.
5. Мы живем в XXI веке, где гаджеты играют огромную роль. Зачастую можно увидеть совсем маленького ребёнка с планшетом или телефоном в руках. Могут ли гаджеты плохо влиять на речь из-за того, что ребёнок не получает достаточного общения с родителями или другими детьми?
— Да, несомненно. Важно то, что детский мозг развивается во всех модальностях сразу — слух, зрение, осязание и, как я уже говорила, всякого рода чувствительность тела. Именно так ребёнок познаёт мир.
Теперь вопрос: что стимулирует планшет, кроме зрительной системы? Ну максимум (смеха ради скажу), возможно, моторику большого пальца правой руки.
Остальные системы остаются необогащёнными. Вроде на этом планшете и цвета, и формы, и он даже нажимает правильно, однако в объёмном мире абсолютно не ориентируется. Ребёнок должен возиться в песке, речке, снегу, разбивать коленки, чтобы научиться не падать, кататься на велосипеде, лазать по деревьям, чтобы развивать вестибулярную систему (от неё очень зависит речь). Ребёнок должен наблюдать за миром, видеть, как сменяется день и ночь, как ползают жуки, как растёт котёнок, как птицы поют. Сможет ли всё это заменить планшет? Ответ однозначный. А недополучение сенсорного развития — это верный путь к отсутствию или грубой задержке речи.
Планшет — это отличный способ регулировать поведение ребёнка (не съешь суп — не получишь планшет), однако существует и масса других способов это сделать. Кстати, обратите внимание на характер истерик и степень негодования от лишения планшета и, например, лишения прогулки. Да плевать они хотели на эти прогулки — мозг получает достаточно сильный зрительный стимул от планшета, совершенно не напрягаясь и не создавая новые нейронные связи. Это ли не зависимость?
6. Всегда ли удаётся решить проблему неговорящих детей или бывают слишком сложные ситуации?
— В основном при ответственном подходе родителей и систематических занятиях всегда удаётся найти дорожку к развитию речи малыша. Вопрос в том, что они почти всегда будут в разной степени отставать от требований, предъявляемых к определённому возрасту. Есть нарушения, возникшие по органическим и генетическим причинам, и тогда приходится искать пути компенсации: учить язык жестов для глухих, или использовать АВВА-терапию для аутистов.
Но моя профессия тем мне и любима, что для нас нет необучаемых детей. Всегда и во всём их можно немного подтянуть и улучшить качество жизни, помочь сформировать более цельную и самостоятельную личность.
Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».
В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.
Советы родителям
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
- Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты»! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
- Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не говорите при ребенке о его отставании.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой , заинтересовавшей ребенка. Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.
Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:
- развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
- побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
- побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);
- работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);
- развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
- стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.
О важной роли речи в произвольной регуляции деятельности говорит Е.М. Мастюкова в своей книге «Лечебная педагогика»: «При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения».
Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Например, Артем Н. (3 года) говорил коротко «Неа» и утыкался головой в сложенные на столе руки. А как только чувствовал, что речевая угроза миновала, опять веселел и был готов играть. В случае с Артемом С. (4 года) приходилось проявлять строгость и настойчивость: «Все равно не отпущу, пока не выполнишь задание. Выполняй, работай». А он при малейшей сложности сразу начинал плакать.
Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Услышанная у Антона А. (3 года) фраза «дядя ити» (дядя починит) повторялась и в обычном, и в детском звучании, переносилась в другую ситуацию. Ребенок радовался, узнавал свои слова, смелее начинал говорить.
Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово: у Максима Л. (3 года 3 мес.) — самолет, у Ильи П. (3 года 3 мес.) — машина, у Артема С. (4 года 4 мес.) — куры, у Артема Н. (3 года 4 мес.) — упал. Ребенок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.
Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нем, помогает ребенку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.
Читайте также: