Может заговорить неговорящий ребенок

статья «Когда заговорит неговорящий ребёнок?»

Вложение Размер
statya_negovoryashchiy_rebyonok.docx 158.5 КБ

Когда заговорит неговорящий ребёнок?

Учитель-логопед: Лычагина В.Э

Речь – основное средство коммуникации в обществе. Для человека она является возможностью быть услышанным и понятым. Для людей, лишенных способности говорить из-за врожденных нарушений придумана альтернативная система общения. Но, если есть малейший шанс наладить речевые навыки, то это непременно нужно сделать. Особое внимание вызывают дети, которые в силу возраста должны владеть обширным словарным запасом, но до сих пор не произнесли ни слова, используют детский лепет, выражают свои желания только жестами.

К сожалению, сегодня нередко можно встретить детей, которые и в четыре года практически не разговаривают. И так, как быть, если речевое развитие ребенка идет по другому: малыш не говорит, или его речь развивается очень медленно? В последние время возросло количество детей разного возраста, с проблемами речи. Ваш малыш не говорит? Что делать? Ждать или помогать? Если ждать, то до какого возраста? Какие будут последствия для ребенка, если он не говорит?

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть. То есть, если вовремя не помочь малышу исправить недостатки в развитии речи, со временем возникают вторичные нарушения развития личности ребенка. Какие же вторичные нарушения развития могут возникать у неговорящего ребенка (это когда ребенок совсем молчит или говорит несколько десятков слов, но нет фразовой речи?):

1. Задержка умственного развития;

2. Речевой негативизм;

3. Затруднения в процессе общения со сверстниками и взрослыми;

4. Деформация личностных черт;

5. Общая невротизация ребенка.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед или дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

12 причин, задерживающих развитие речи:

  1. Индивидуальный темп;
  2. Отсутствие необходимости;
  3. Педагогическая запущенность;
  4. Двуязычная семья;
  5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка;
  6. Негативизм у ребёнка;
  7. Генетическая предрасположенность;
  8. Осложнённое течение беременности и родов у матери;
  9. Нарушение слуха;
  10. Несовершенство артикуляционной системы;
  11. Алалия;
  12. Проблемы интеллектуального развития;

Начиная с года, родители должны уметь в игровой форме направлять развитие речи по правильному пути. Повседневное общение даёт возможность обогащать словарь детей.

С самого раннего возраста приучайте сына или дочь к правильному произношению звуков и слов. Не поощряйте сюсюканье, слова-паразиты и речевые ошибки, какими бы забавными они вам не казались. Также необходимо и самим следить за чистотой речи, стараться не использовать без нужды уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Как стимулировать развитие речи ребенка?

1. Читайте малышу сказки и обсуждайте их.

2. Постоянно общайтесь с ребёнком, отвечайте на его вопросы, задавайте вопросы ему.

3. Рассказывайте своему малышу об окружающем мире. Развивайте и поощряйте его любознательность.

4. Занимайтесь развитием мелкой моторики: рисуйте, лепите, играйте с крупой, работайте с ножницами.

6. Используйте в играх элементы пальчикового театра.

7. Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами мягко и ненавязчиво давайте понять ребенку, что вы не понимаете его жестов-просьб и просите озвучивать словами свои желания.

И, помните, что ребенок учится, играя, поэтому он не должен переутомляться, чтобы не потерять интерес к занятиям.

С логопедом начинать стимульные занятия по формированию речи эффективно с 2,5 лет. Система занятий по развитию речи стимулирует моторное, сенсорное, речевое развитие ребенка в соответствии с закономерностями развития ребенка. Но, Вам всегда надо помнить о том, как бы усиленно не работал с малышом специалист, используя самые эффективные методики, возлагать надежды исключительно на специалиста не стоит, и большая доля работы ляжет на ваши родительские плечи. Важнейшую роль в устранении задержки развития речи играют регулярные ежедневные занятия с ребенком дома.

Помогут специалист, а также внимание, терпение и родительская любовь

Знаете ли вы, когда научились говорить? Моя мама рассказывала, что в полтора года я уже могла произносить многие слова, но, правда, по настроению. К сожалению, сегодня нередко можно встретить детей, которые и в четыре года практически не разговаривают. Об этой проблеме мы побеседовали с логопедом Марией Горюшиной.

Специалисту мы задали самые актуальные и волнующие многих вопросы и получили компетентные ответы.

  1. Чем может быть вызвано резкое увеличение неговорящих детей?

— Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Специалисты по всему миру отмечают рост числа неговорящих детей. Это может быть связано с экологией, климатическими изменениями. В России играют роль ещё два фактора: аномальная жара в 2010 году и радиоактивные выбросы в связи с чернобыльской катастрофой в 1986-м. Также это может быть связано с изменением стиля воспитания в семье в сторону инфантилизации родителей. Отчасти мы стали слишком ограждать и беречь детей не только от опасностей, но и от здорового сенсомоторного опыта. Поэтому сейчас у многих детей отмечается нарушение процессов интегрирования сенсорных сигналов, поступающих из внешнего мира в мозг.

2. Как бороться с этой проблемой и какие меры нужно предпринимать, дабы её избежать?

— Проблема, к сожалению, может случиться в каждой семье. Бывает, будущие родители ведут здоровый образ жизни, перед беременностью прошли всех врачей, всё сделали осмысленно, осознанно, и вдруг — аутизм. А бывает, употребляют алкоголь, курят, мама во время беременности нервничает, может, даже болеет или получает травмы, падает. А ребёнок — жив, здоров и развит нормально. Но, раз уж такое случилось, первое, что нужно делать, это наблюдать за малышом. Много и часто. Контактировать с ним. Всячески стремиться простимулировать его реакцию на различные сенсорные объекты (свет, звук, обоняние, тактильные, проприоцептивные и вестибулярные ощущения). Обязательно отправляться к специалисту с малых лет.

Есть миф, что ребёнка берут логопеды только с 3-х лет, но сейчас у нас в городе многие специализируются на совсем маленьких детках.

И очень важно, чтобы мама принимала ребёнка. Представляете, какой шок и удар она испытывает оттого, что вчера мечтала, как отдаст сына на футбол или дочку на музыку, а у ребёнка, оказывается, ДЦП, или он никогда не сможет нормально коммуницировать с другими людьми?! Состояние отца и матери понять практически невозможно, и им, конечно, важно посещать психотерапевта. Учиться принимать ребёнка таким, какой он есть, ведь он — лакмусовая бумажка всей семьи. Гармонизация отношений в семье обязательно положительно скажется на ребёнке. Важно также наблюдаться у невролога и нейропсихолога. Эти специалисты смогут дать медицинское обоснование проблем ребёнка.

Чтобы минимизировать риски нарушений развития у малыша, важно тщательно готовиться к беременности. Маме необходим особый режим, при этом она не должна чувствовать себя так: беременная – значит больная. Напротив, правильное ощущение — беременная, значит бережённая.

3. От чего больше зависит развитие речи ребёнка — от личностных характеристик малыша или от отношения родителей к его развитию?

— Здесь важно добавить ещё один вариант — биологические и генетические характеристики.

В качестве примера могу предложить такую историю. Двое детей одинакового возраста. Их напугала собака. Лаяла, может даже, укусила. Далее — один ребёнок будет всю жизнь обходить собак стороной, а второй начнёт заикаться. Почему? Потому что в нервной системе второго заранее был заложен потенциал к заиканию. А собака — всего лишь пусковой механизм. Поэтому есть мнение, что заикаются от испуга. Пугаются сотни и тысячи детей. Заикаются же из них лишь некоторые.

Рассказываю всё это к тому, что в природе каждого человека заложены определённые биологические механизмы и потенциалы. Даже у ребёнка с высокой судорожной готовностью можно сохранить баланс в жизни и никогда так и не увидеть судорог или эпилепсии благодаря вниманию и терпению родителей. Ребёнок с потенциалом к заиканию может никогда не начать заикаться. Но в нарушениях другого характера — например, зрения, слуха или опорно-двигательной системы — нет никакого потенциала. Либо у тебя есть ДЦП или слепота, либо нет. Это те вещи, где сыграет ключевую роль именно то, о чём вы говорите, — отношение родителей к развитию ребёнка. Хватит ли у них сил собраться и сделать его максимально независимой и самостоятельной личностью?

4. В каком возрасте надо бить тревогу, если ребёнок не разговаривает? Многие родители думают, что ещё не время, и основываются на примерах знакомых.

— Это неправильно. Даже больше скажу: родили одного ребёнка и он заговорил к двум годам, спустя время родили второго, а он начал говорить к четырём, но даже их нельзя сравнивать. Родных братьев и даже близнецов нельзя сравнивать, а уж своего малыша с чужим — и подавно.

К трем годам ребёнок должен произносить простейшие слова, фразы и предложения. Если и этого не происходит, нужно не просто искать специалиста, а бежать к нему. Детский мозг очень пластичен, но чем больше проходит времени, тем более ригидным он становится.

5. Мы живем в XXI веке, где гаджеты играют огромную роль. Зачастую можно увидеть совсем маленького ребёнка с планшетом или телефоном в руках. Могут ли гаджеты плохо влиять на речь из-за того, что ребёнок не получает достаточного общения с родителями или другими детьми?

— Да, несомненно. Важно то, что детский мозг развивается во всех модальностях сразу — слух, зрение, осязание и, как я уже говорила, всякого рода чувствительность тела. Именно так ребёнок познаёт мир.

Теперь вопрос: что стимулирует планшет, кроме зрительной системы? Ну максимум (смеха ради скажу), возможно, моторику большого пальца правой руки.

Остальные системы остаются необогащёнными. Вроде на этом планшете и цвета, и формы, и он даже нажимает правильно, однако в объёмном мире абсолютно не ориентируется. Ребёнок должен возиться в песке, речке, снегу, разбивать коленки, чтобы научиться не падать, кататься на велосипеде, лазать по деревьям, чтобы развивать вестибулярную систему (от неё очень зависит речь). Ребёнок должен наблюдать за миром, видеть, как сменяется день и ночь, как ползают жуки, как растёт котёнок, как птицы поют. Сможет ли всё это заменить планшет? Ответ однозначный. А недополучение сенсорного развития — это верный путь к отсутствию или грубой задержке речи.

Планшет — это отличный способ регулировать поведение ребёнка (не съешь суп — не получишь планшет), однако существует и масса других способов это сделать. Кстати, обратите внимание на характер истерик и степень негодования от лишения планшета и, например, лишения прогулки. Да плевать они хотели на эти прогулки — мозг получает достаточно сильный зрительный стимул от планшета, совершенно не напрягаясь и не создавая новые нейронные связи. Это ли не зависимость?

6. Всегда ли удаётся решить проблему неговорящих детей или бывают слишком сложные ситуации?

— В основном при ответственном подходе родителей и систематических занятиях всегда удаётся найти дорожку к развитию речи малыша. Вопрос в том, что они почти всегда будут в разной степени отставать от требований, предъявляемых к определённому возрасту. Есть нарушения, возникшие по органическим и генетическим причинам, и тогда приходится искать пути компенсации: учить язык жестов для глухих, или использовать АВВА-терапию для аутистов.

Но моя профессия тем мне и любима, что для нас нет необучаемых детей. Всегда и во всём их можно немного подтянуть и улучшить качество жизни, помочь сформировать более цельную и самостоятельную личность.

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Советы родителям

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты»! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой , заинтересовавшей ребенка. Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.

Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:

  • развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
  • побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
  • побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);
  • работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);
  • развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
  • стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.

О важной роли речи в произвольной регуляции деятельности говорит Е.М. Мастюкова в своей книге «Лечебная педагогика»: «При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения».

Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Например, Артем Н. (3 года) говорил коротко «Неа» и утыкался головой в сложенные на столе руки. А как только чувствовал, что речевая угроза миновала, опять веселел и был готов играть. В случае с Артемом С. (4 года) приходилось проявлять строгость и настойчивость: «Все равно не отпущу, пока не выполнишь задание. Выполняй, работай». А он при малейшей сложности сразу начинал плакать.

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Услышанная у Антона А. (3 года) фраза «дядя ити» (дядя починит) повторялась и в обычном, и в детском звучании, переносилась в другую ситуацию. Ребенок радовался, узнавал свои слова, смелее начинал говорить.

Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово: у Максима Л. (3 года 3 мес.) — самолет, у Ильи П. (3 года 3 мес.) — машина, у Артема С. (4 года 4 мес.) — куры, у Артема Н. (3 года 4 мес.) — упал. Ребенок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.

Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нем, помогает ребенку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector