Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул
Опытъ изслѣдованія происхожденія и развитія заговорныхъ формулъ
ПЕТРОГРАДЪ. Типографія Д. В. Орлова, Вас. Остр., Средній пр., д. 6.
Перечень цитированныхъ въ книгѣ работъ
Глава I. Обзоръ изслѣдованій заговоровъ 9-56
Сахаровъ — 9, Даль — 12, Буслаевъ — 13, Аѳанасьевъ — 17, О. Миллеръ — 19, Галаховъ и Порфирьевъ — 21, Ефименко — 22, Иващенко — 22, Помяловскій — 23, Щаповъ — 23, Крушевскій — 23, Потебня — 26, Зелинскій — 30, А. Веселовскій — 31, Соколовъ — 32, Алмазовъ — 33, Барсовъ — 33, В. Миллеръ — 34, Ветуховъ — 34, Елеонская — 37, Вутке — 39, Амманъ — 39, Шёнбахъ — 40, Эберманъ — 41, Вундтъ — 45, Ревиль — 45, Леви-Брюль — 46, Гастеръ — 47, Удзеля — 48, Мансикка — 49–56.
Глава II. Морфологія заговоровъ 58-112
Формулы quomodo и quomodonon — 58, заговоры съ эпическимъ элементомъ — 61, (формула врачебнаго совѣта — 64, мотивъ встрѣчи со зломъ — 65), діалогическіе заговоры — 66, молитвообразные заговоры — 67, церковныя заклинанія — 69, магическіе списки — 69, абракадабры — 71, формула приказанія — 72, одинъ изъ позднѣйшихъ видовъ заговора — 73, отношеніе заговора къ молитвѣ — 74, молитвенное вступленіе — 77, зачинъ — 77, чудесное одѣваніе — 78, бѣлорусскій зачинъ — 78, камень — 79, перечни — 80, ссыланіе болѣзни — 85, „не я помогаю“ — 86, закрѣпка — 87, сквозные симпатическіе эпитеты — 89, языкъ заговоровъ — 90, макаронизмы — 91, заговоръ и духовный стихъ — 92, заговоръ и пѣсня — 93, ритмъ и риѳма въ заговорахъ — 93, эпическія повторенія — 94, опредѣленіе понятія „заговоръ“ — 94, формальное опредѣленіе понятія „заговоръ“ — 102, классификація заговоровъ — 103, 2-й мерзебургскій заговоръ — 110, „Святые на стражѣ“ — 111–112.
Глава III. Магическая сила слова 113-163
Порядокъ изслѣдованія заговоровъ — 113, постепенное уменьшеніе магической силы слова — 113, молитвы древнихъ — 118, ритмъ — 119, сопровождающій заговоръ обрядъ — 120, обряды, передающіе свойства однихъ предметовъ другимъ, и обряды, изображающіе желанное явленіе — 123, самостоятельность магической силы обряда — 126, обряды изобразительные — 128, обряды, передающіе свойства — 135, взаимоотношеніе обряда и слова — 142, формулы, поясняющія магическій обрядъ — 142, развитіе словесной формулы — 146, развитіе заговорнаго мотива — 152, неизмѣнность заговорной формулы — 159, генетическое опредѣленіе понятія „заговоръ“ — 162–163.
Глава IV. Заговорные мотивы 164-280
Чудесная щука (мотивъ загрызанія) — 164, „Du Dieb sollst stehen wie ein Stock“ — 176, мотивъ убывающаго счета — 183, мотивъ розы — 185, мотивъ мертвой руки — 190, мотивъ головни — 192, Огненная Марія — 194, мотивъ рога — 202, „Въ печи огонь горитъ“ — 205, второй мерзебургскій заговоръ (кость къ кости и т. д.) — 213, „Stehe wie der Wald und Mauer“ — 219, „красная дѣвица“ — 223, мотивъ ризы — 224, мотивъ сметанія болѣзни — 226, мотивъ смыванія болѣзни — 228, мотивъ отстриганія болѣзни — 231, мотивъ кузницы — 231, столы набранные — 232, мотивъ ключа и замка — 237, тынъ желѣзный — 244, мотивъ чудеснаго одѣванія — 253, мотивъ рецепта — 258, мотивъ отстрѣливанія болѣзни — 260, мотивъ выклевыванія болѣзни — 262, Латырь-камень — 264, древо — 272, матеріальное опредѣленіе заговора — 278, ритмъ и риѳма въ заговорахъ — 279–280.
Глава V. Пѣсенныя заклинанія 281-327
Пѣніе заговоровъ — 281, чары на дождь — 282, pośpie wanie, todsingen odegranie — 285, свидѣтельства народной поэзіи — 285, чары чисто ритмическія, музыка и танецъ — 286, драматическій элементъ въ чарахъ — 287, синкретическія массовыя чары дикихъ — 289, обособленіе роли колдуна — 295, шаманское камланіе — 299, вліяніе ритма на характеръ заклинаній — 301, роль слова въ синкретическихъ чарахъ дикихъ — 302, роль ритма въ массовыхъ чарахъ — 303, заклинаніе весны — 306, мотивъ дрожащаго Христа — 308, родство заговоровъ прозаическихъ и пѣсенныхъ заклинаній — 310, заклинаніе дождя — 311, заклинанія, связанныя съ обрядомъ опахиванія — 313, купальскія пѣсни — 317, мотивъ пашущаго Христа — 319, заключеніе — 326–327.
Перечень цитированныхъ въ книг ѣ работъ и журналовъ
Алмазовъ. Врачевальныя молитвы (Лѣтопись Ист. — Фил. Общ. при Имп. Новорос. Унив. 1900 г.).
Алфавитный указатель славянскихъ рукописей М. Синодальной библіотеки. Москва. 1858.
Ammann, J. Volkssegen aus dem Böhmerwald (Zeitschrift d. V. f. Volkskunde, 1891–1892).
Андерсонъ, В. Романъ Апулея и народная сказка. Т. I. Казань. 1914.
Аничковъ, Е. Весенняя обрядовая пѣсня на Западѣ и у славянъ, ч. I. Спб. 1903.
„„„Микола Угодникъ“ и „св. Николай“ (Зап. Нео-Филол. Общ, при Имп. Спб. Унив. Вып. II, № 2).
Аѳанасьевъ, А. Поэтическія воззрѣнія славянъ на природу, I–III, М. 1865.
„„Русскія народныя сказки, V, М. 1914.
Барсовъ, Н. Къ литературѣ объ историческомъ значеніи русскихъ народныхъ заклинаній (Рус. Стар., 1893, I).
Bartsch, K. Sagen, Märchen und Gebräuche aus Mecklenburg. Wien. 1879.
Безсоновъ, П. Дѣтскія пѣсни. М. 1868.
Буслаевъ. Историческіе очерки русской народной словесности и искусства. Спб. I, II, 1861.
Бѣляевъ, П. Религіозныя и психологическія представленія первобытныхъ народовъ (Этн. Об., 1913, I–II).
Веселовскій, А. Н. Психологическій параллелизмъ и его формы въ отраженіяхъ поэтическаго стиля (Ж. М. Н. Пр., 1898, III).
„„Замѣтки и сомнѣнія о сравнительномъ изученіи средневѣковаго эпоса (Ж. М. Н. Пр., 1868, XI).
„„Три главы изъ исторической поэтики. 1899 г.
„„Разысканія въ области русскихъ духовныхъ стиховъ. Спб. 1880-88 гг.
„„О методѣ и задачахъ исторіи литературы, какъ науки (Ж. М. Н. Пр., 70 г., 11).
„„Изъ введенія въ историческую поэтику.
Ветуховъ, А. Заговоры, заклинанія, обереги и другіе виды народнаго врачеванія, основанные на вѣрѣ въ силу слова (Русскій Филологическій Вѣстникъ 1901–1907 гг.).
Виноградовъ, Н. Заговоры, обереги, спасительныя молитвы и пр. Спб. 1908 г.
Wlislockl, H. Volksglaube und Volksbrauch der Siebenbürger Sachsen, I 1893.
Востоковъ. Описаніе русскихъ и словенскихъ рукописей Румянцевскаго музея.
Wundt. Völkerpsychologie, II, 2, Leipzig, 1906.
Wuttke, A. Der deutsche Volksaberglaube der Gegenwart. Berlin, 1869.
Галаховъ. Исторія русской словесности, I, 1880 г.
Gaster, M. Two trousand years of a charm against the child-stealing witch (Folk-Lore, XI).
Grimm. Kinder-und-Hausmärchen. Göttingen, 1857.
Grohmann. Aberglauben und Gebräuche aus Böhmen und Mähren. 1864.
Гроссе. Происхожденіе искусства. Москва, 1899 г.
Hoefler. Die Kalenderheiligen als Krankheits-Patrone beim Bayerischen Volk (Zeitschrift d. V. f. V., 1891).
Даль. О повѣріяхъ, суевѣріяхъ и предразсудкахъ русскаго народа. Спб. 1880 г.
Деруновъ. Сказки, пѣсни, заговоры и пословицы въ Пошехонскомъ уѣздѣ (Воскресный Досугъ, 1871, т. XVII).
Добротворскій. Русская простонародная медицина. Казань, 1874.
Ebermann, O. Blut-und Wundsegen in ihrer Entwickelung dargestellt. Berlin. 1903. Palaestra, XXIV.
Едемскій, М. Заговоры, собранные въ Олонецкой губ. (рукопись).
Читайте также: