Что такое заговоры легенда





  • 20.01.2015
  • Теги: Язычество

Одним из самых распространенных приемов славянской магии было чтение заговоров. Но что они собой представляют на самом деле? Это особые священные тексты или персональное творчество каждого отдельного колдуна? Какие заговоры бывают и откуда вообще они возникли?

Заговоры — это особые тексты, которым народная молва приписывала волшебную силу.

Славяне пользовались заговорами с древнейших времен. Но, к сожалению, до нас дошли записи заговоров не ранее XVII—XVIII века. Тем не менее, сами они уходят корнями в глубокую архаичность.

Естественно, по возможности заговоры записывались. До нас они дошли не только как тексты тайных книг магов, знахарей и колдунов, но и приложения к судебным делам (как доказательство виновности подсудимого).

Существовало огромное количество заговоров, направленных на исцеление, на удачу в охоте, защиту от пожара и вражеской пули и так далее.

Также существовал и особый вид заговора, который по своей сути являлся смесью молитвы и заклятья. Например, заговор для тех, кто идет на суд. В нем человек, произносящий заговор, испрашивает себе всех благ, а на противников своих и неправедных судей накликает все возможные бедствия и несчастья.

Кроме того, заговоры рекомендовалось читать натощак, повернувшись лицом на восток.

Для некоторых заговоров обязательно указывалось место прочтения (на пороге дома, в чистом поле, на перекрестке, в лесу). Иногда обязательным условием был определенный день недели и время (рассвет, полночь, четный или нечетный день). Порой даже учитывалось астрологическое влияние убывающей или растущей Луны.

Заговор, как правило, состоит из пяти частей:

1 часть — перечисление действий, которые делает тот, кто читает заговор;

2 часть — оглашение цели заговора;

3 часть — символический образ желаемого действия;

Когда на окончательно утвердилось христианство, в формулы заговоров стали привноситься христианские мотивы: элементы молитв, обращение к Господу и даже христианской символике. Кроме того, в качестве заговоров со временем стали использоваться и тексты апокрифических сказаний, библейских легенд, псалмов, духовных стихов и так далее. Но, не смотря на это, основа заговора, его структура, так и осталась по сути языческой.


Заговор – это заклинание, магические слова, обладающие,
по поверью, волшебной или целебной силой.
(Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова)

Что такое заговор и в чём его сущность? Какую функцию несли заговорные тексты, какую роль играли в культуре древних славян? Какова связь с обрядом и в чем магическая природа заговора? Насколько актуальны и применимы заговорные формулы в настоящее время? Ведь заговоры – это не просто элемент фольклора, они создавались и хранились с целью практического применения, имели магическую и целительную функцию.

Язычество по сути своей трудно назвать религией, это некая связь с высшими силами, где главная ценность и точка отсчета — природа. Наши предки обожествляли природу во всех ее проявлениях (земля, вода, огонь, ветер) и порождениях (растения, деревья, животные, камни, реки, горы и т.д.). Мировосприятие славян нашло своё отражение в народной духовной культуре, в фольклоре и религиозно-бытовых воззрениях. Несмотря на господство православной церкви, народная вера вплоть до начала XX века продолжала сохранять языческие элементы, которые проявлялись в обычаях, обрядах и магии. Скрытая от посторонних, невидимая бытовая магия оставалась неподвластной церковному контролю. Искоренить глубинную память и сознание оказалось намного сложнее, чем уничтожить языческие капища или запретить массовые народные обряды и игрища.

Основными источниками для изучения славянского язычества являются археологические, этнографические и фольклорные материалы: мотивы вышивок и резьбы по дереву; песни, сказки, сохранившиеся элементы древних мифологических сказаний, былины, детские игры, заговоры и заклинания, в которые с веками выродились древние обряды. Всё это помогает нам сохранить память и укрепить связь с нашими пращурами.


Заговор как жанр отличается от других фольклорных произведений более высокой степенью сохранности, в частности потому, что представляет собой текст сравнительно небольшого объема, включенный в ритуально-магическую ситуацию с конкретным утилитарным назначением. К заговорам можно так же отнести тексты заклятий и лечебные ритуальные диалоги, призывы и отсылки, адресованные природным стихиям, животным, мифическим существам, формулы угроз и проклятий, словесные обереги, многочисленные приговоры, в том числе, произносимые в ходе совершения магических обрядов. Туда же можно отнести и благопожелания, просительные и благодарственные приговоры, сопутствующие календарным обрядам.

В обрядовых действиях древних народов и слово, и ритм, и атрибутика, и действие были неразрывно связаны в едином процессе и имели сакральное значение. Добиваясь с помощью заговора задуманного, человек подключался к ходу мироздания и обращался к божествам — отсюда и описание устройства пространства и временных процессов в магических текстах. Момент появления каждого отдельно взятого заговора неизвестен, текст каждого из них теоретически может оказаться как архаизмом, так и результатом сравнительно позднего творчества. Часто в такие поздние тексты заговоров привносились новые слова, отражающие новый быт. Русские заговорные формулы в народе именовались как заговоры, наговоры, шептания, слова. Безусловно, по мере проникновения христианства в народную культуру, христианские молитвы оказали некоторое влияние на языческие заговоры.

К объектам можно отнести всевозможные одушевленные и неодушевленные образы. Их набор ограничен несколькими десятками, из которых часто встречающиеся: море-океан, остров Буян, камень Алатырь, огненная река, калиновый мост, Заря-зарница, красная девица, лихорадки, гробница, терем, церковь, баня, чисто-поле, дом, двор, гора (разные названия), дуб, столб, черти, ветры, солнце, месяц, поляна, лес, предметы утвари и оружие, Богородица, Иисус Христос, многочисленные святые, старцы и конечно, сам заговаривающий. Понятия пространства и времени выражаются в заговорах через определенные группы образов, не смешивающиеся между собой. Среди заговорных действий наиболее часто встречаются следующие: сборы в дорогу, прощание, уход, путь, обращение за помощью в исцелении и любовных делах к неким силам, заживление раны, изгнание (сдувание, смывание) болезни, защита от врагов и неприятностей, прядение, шитье, огораживание некой преградой (опоясывание, покрывание, замыкание), призывы и отсылки неких сил и т. д..

Некоторые формы закрепок имеют прямую связь с магическими обрядами, например, проводимыми пастухами при оберегах скотины: между реальными ключом и замком прогонялся скот, а затем замок запирался ключом, и ключ с замком закидывались в разные стороны. Этим обрядом и его фиксацией в слове подтверждается крепость и нерасторжимость заговора.

Такое повторение предлогов встречается и в других видах фольклора. Однако ни в одном жанре народной поэзии не встречается такого систематического и навязчивого повторения одного предлога, как в заговоре (73 повторения на сравнительно небольшом отрезке произведения). Характерным для заговора является также многократное повторение отрицания не.

Из других видов повторения хотелось бы отметить палилогию — особый прием повтора в начале каждой последующей строки заключительных слов из строки предыдущей. Так, палилогия встречается в следующем заговоре:
На море на Окияне на острове на Буяне
Стоит бел горюч камень.
На том камне лежат три камня,
На тех камнях стоят три гроба.
В тех гробах три доски.
На каждой доске три тоски.

Стоит отметить характерное для славянской народной поэзии сравнение, состоящее из вопроса, затем отрицательного параллелизма, являющегося одновременно отрицательным ответом, и из положительного утверждения:

Что белеет там, в лесу зеленом?
Это снег ли, лебеди ли это?
Нет, в лесу уж снег давно растаял,
Лебеди давно уж улетели.
Нет, не снег, не лебеди белеют,
А шатер белеет….

В русских заговорных формулах подобное сравнение весьма распространено:

В заговорных формулах, как и в других жанрах народного устно-поэтического творчества, широко распространены рифма и ассонансы. Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов, ассонанс – симметричное повторение однородных гласных. Как можно увидеть, стилистические средства заговорных формул близки к стилистическим средствам песен, загадок и сказок. Это сходство можно объяснить использованием единого набора стилистических средств.

Вместе с тем связь заговоров с мифами прослеживается и там, где нет прямых и надёжных параллелей. Установка на мифообразующий процесс особенно отчётливо проявляется в мифологизации тех мотивов и действующих лиц заговорных сюжетов, которые, строго говоря, отсутствуют в актуальном корпусе мифов. Заговор нередко конструирует новые мифы, синтезируя элементы традиционной мифологии с элементами господствующей (или, наоборот, вытесненной) религиозной системы или фольклорной традиции, элементы своего и чужого и т. п. Ср. превращение античных божеств в демонов средневековых европейских заговоров (особенно Аполлон, Венера), включение христианских персонажей в заговоры (Иисус Христос, богородица, апостолы, святители, угодники, архангелы, святой Георгий, а также Ирод, Иродиада, Саломея и т. д.), обращение к фольклорным героям (Илья Муромец, Усыня, Бородыня и т. п.), к другим традициям (ср. вклад византийской Сисиниевой легенды в русские и другие славянские, румынские, греческие, грузинские, сирийские заговоры, с отражением в них разных мотивов довольно развернутого сюжета — встреча Сисинием женоподобного демона или 12 сестёр, битье их и выпытывание тайного имени, похищение демоном детей Мелитены, сестры Сисиния, и т. п.). Следует заметить, что этот аспект мифообразующих тенденций, свойственных заговору, до сих пор остаётся почти не изученным.

B. H. Топоров [Мифы народов мира. Энциклопедия: Заговоры и мифы, С. 12 и далее. Мифы народов мира, С. 2829 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 453 Словарь)]

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector