Заговор — один из древнейших жанров, входящих в сферу магической практики и воплотивший в художественнообразной форме архаические представления наших предков. В самом широком смысле слова заговор — это словесная формула, имеющая магическое значение. Русские заговоры в Сибири называют часто и так: наговоры, обереги, присушки, отсухи, шептанья, слова и т.д.
Самые ранние сведения о заговорах встречаются в летописях, где упоминается о клятвах, произносившихся в X в. при заключении мирных договоров с греками [30, 59, 67]. В памятниках XII-XV веков упоминаются заговоры и чары, бабы-чародейки. О массовом же распространении заговоров свидетельствуют судебные дела XVII-XVIII веков, так как знахарство жестоко преследовалось церковью и государством [59, 67].
О повсеместном бытовании заговоров в XIX начала XX веков среди народа свидетельствует большое количество этнографических работ и собрании фольклорных произведений того времени: в частности, сборники «Великорусские заклинания» (1869),подготовленный Л. Майковым [48]; «Русская народно-бытовая медицина» Г.Попова (1903) [62]; «Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр.» Н.Виноградова [21]; «Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии» (1878) П.С. Ефименко [33].
Широкому собиранию заговоров в этот период способствовала организация Русского Географического Общества (1847). Активная деятельность его этнографического отделения побудила краеведов России к собиранию заговоров и сведений о знахарях и их «волшебстве».
Хотя упоминания о самих текстах заговоров известны давно, первые публикации, связанные с исследованием этого жанра, появились в середине XIX века. В 1841 году вышла в свет книга И.Сахарова «Сказания русского народа» [69]. Одна из частей труда И.Сахарова была озаглавлена «Русское народное чернокнижие», в этой части автор книги рассматривал вопросы, связанные со знахарством, кудесничеством. Хотя И.Сахаров считал, что «все кудеснические заговоры есть совершенный вздор, созданный для обольщения народа» [69,16], его работа была крупным явлением своего времени.
Продолжили изучение заговоров за Сахаровым В.И.Даль («О повериях, суевериях русского народа» [27]), Ф.И.Буслаев («Исторические очерки русской народной словесности» [18]), А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу» [6]. Эти работы стали основой собственно научного изучения заговоров. Ф.И.Буслаев,
А.Афанасьев, В.Даль в своих работах затрагивали проблемы происхождения заговора, его историческую жизнь и развитие данного жанра.
Исследование генезиса заговоров было продолжено и рассмотрено в трудах А.Н.Веселовского («Разыскания в области русского духовного стиха» [20]), А.А.Потебни. Теория А.Потебни, трактующая заговор «как словесное изображение пожелания через сравнение» [67, 10], развитая в работе «Объяснение малорусских и сродных песен» [63], оказала воздействие на дальнейшее исследование заговора.
Огромный вклад в изучение заговора внесла монография Н.Ф.Познанского «Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул» [61]. Можно сказать, в книге Н.Познанского подведены весьма внушительные итоги работы русских и европейских ученых в области исследования заговора как жанра устного народного творчества и изложен личный подход автора книги к проблемам происхождения заговора, его развития, функционирования и т.д.
Значительна работа А.Блока «Поэзия заговоров и заклинаний». В своей статье поэт обратил внимание на удивительную лиричность и поэтичность заговора.
Итак, уже в первом десятилетии XX века исследователи заговора затронули основные вопросы изучения этого синкретического вида искусства.
После 1917 года изучению и собиранию заговоров в России уделялось значительно меньше внимания, чем они заслуживают [38].
В 1936 году на Всероссийской конференции по фольклору был прочитан обзорный доклад В.П.Петрова о заговорах, но, к сожалению, он не был сразу опубликован. В советское время изучению заговоров были посвящены работы А.М.Астаховой [4], П.Г.Богатырева [14], Н.И.Савуш киной [67], З.И.Власовой [23], В.Н.Топорова [78] и
другие. В трудах этих ученых особое внимание уделяется изучению поэтики заговора, его структуры, изменению этого жанра, композиции, образов. Подробную классификацию
персонажей (образов), встречающихся в заговорах, представила О.А.Черепанова в статье «Типологическая и лингвистическая интерпретация некоторых элементов заговоров» [86]. Известны работы, посвященные изучению именно любовных заговоров: Ю.А.Киселевой «О функциональносмысловой структуре любовных заговоров» [40], И.Чернова «О структуре русских любовных заговоров» [87].
Анализу сибирских заговоров посвящены работы Г.В.Афанасьевой-Медведевой «Знахарство и колдовство в Сибири» [9], «В поисках древней поэзии» [7]. Автор статей верно замечает, что изучение заговоров помогает понять «своеобразие мировосприятия сибиряка» [7, 25].
Фундаментального исследования в области изучения сибирских заговоров пока нет, поэтому тема данного исследования представляется нам актуальной.
Мы стремились выявить заговорно-заклинательных традицию в Жигаловском районе, структурных и семантических особенностей русских заговоров этого района.
К настоящему времени мы располагаем 100 текстами с описанием обрядового действия, из них 49 записаны на магнитофон.
Все записанные заговоры относятся к трем большим группам:
К самой многочисленной первой группе заговоров относятся тексты, призванные уберечь человека от болезни либо излечить его, когда он уже заболел. Лечебные заговоры Жигаловского р-на можно классифицировать следующим образом:
Всего 68 текстов.
Ко второй группе заговоров, собранных мною,относятся хозяйственные заговоры:
Всего 12 текстов.
Третью группу составляют любовные заговоры:
Читайте также: