Откуда появились заговоры

Заговор — один из древнейших жанров, входящих в сферу магической практики и воплотивший в художественнообразной форме архаические представления наших предков. В самом широком смысле слова заговор — это словесная формула, имеющая магическое значение. Русские заговоры в Сибири называют часто и так: наговоры, обереги, присушки, отсухи, шептанья, слова и т.д.

Самые ранние сведения о заговорах встречаются в летописях, где упоминается о клятвах, произносившихся в X в. при заключении мирных договоров с греками. В памятниках XII-XV веков упоминаются заговоры и чары, бабы-чародейки. О массовом же распространении заговоров свидетельствуют судебные дела XVII-XVIII веков, так как знахарство жестоко преследовалось церковью и государством.

О повсеместном бытовании заговоров в XIX начала XX веков среди народа свидетельствует большое количество этнографических работ и собрании фольклорных произведений того времени: в частности, сборники «Великорусские заклинания» (1869),подготовленный Л. Майковым; «Русская народно-бытовая медицина» Г.Попова (1903); «Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр.» Н.Виноградова; «Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии» (1878) П.С. Ефименко.

Широкому собиранию заговоров в этот период способствовала организация Русского Географического Общества (1847). Активная деятельность его этнографического отделения побудила краеведов России к собиранию заговоров и сведений о знахарях и их «волшебстве».

Хотя упоминания о самих текстах заговоров известны давно, первые публикации, связанные с исследованием этого жанра, появились в середине XIX века. В 1841 году вышла в свет книга И.Сахарова «Сказания русского народа». Одна из частей труда И.Сахарова была озаглавлена «Русское народное чернокнижие», в этой части автор книги рассматривал вопросы, связанные со знахарством, кудесничеством. Хотя И.Сахаров считал, что «все кудеснические заговоры есть совершенный вздор, созданный для обольщения народа», его работа была крупным явлением своего времени.

Продолжили изучение заговоров за Сахаровым В.И.Даль («О повериях, суевериях русского народа»), Ф.И.Буслаев («Исторические очерки русской народной словесности»), А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу». Эти работы стали основой собственно научного изучения заговоров. Ф.И.Буслаев, А.Афанасьев, В.Даль в своих работах затрагивали проблемы происхождения заговора, его историческую жизнь и развитие данного жанра.

Исследование генезиса заговоров было продолжено и рассмотрено в трудах А.Н.Веселовского («Разыскания в области русского духовного стиха»), А.А.Потебни. Теория А.Потебни, трактующая заговор «как словесное изображение пожелания через сравнение», развитая в работе «Объяснение малорусских и сродных песен», оказала воздействие на дальнейшее исследование заговора.

Огромный вклад в изучение заговора внесла монография Н.Ф.Познанского «Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул». Можно сказать, в книге Н.Познанского подведены весьма внушительные итоги работы русских и европейских ученых в области исследования заговора как жанра устного народного творчества и изложен личный подход автора книги к проблемам происхождения заговора, его развития, функционирования и т.д.

Значительна работа А.Блока «Поэзия заговоров и заклинаний». В своей статье поэт обратил внимание на удивительную лиричность и поэтичность заговора.

Итак, уже в первом десятилетии XX века исследователи заговора затронули основные вопросы изучения этого синкретического вида искусства.

После 1917 года изучению и собиранию заговоров в России уделялось значительно меньше внимания, чем они заслуживают.

В 1936 году на Всероссийской конференции по фольклору был прочитан обзорный доклад В.П.Петрова о заговорах, но, к сожалению, он не был сразу опубликован. В советское время изучению заговоров были посвящены работы А.М.Астаховой, П.Г.Богатырева, Н.И.Савушкиной, З.И.Власовой, В.Н.Топорова и другие. В трудах этих ученых особое внимание уделяется изучению поэтики заговора, его структуры, изменению этого жанра, композиции, образов. Подробную классификацию персонажей (образов), встречающихся в заговорах, представила О.А.Черепанова в статье «Типологическая и лингвистическая интерпретация некоторых элементов заговоров». Известны работы, посвященные изучению именно любовных заговоров: Ю.А.Киселевой «О функциональносмысловой структуре любовных заговоров», И.Чернова «О структуре русских любовных заговоров».

Анализу сибирских заговоров посвящены работы Г.В.Афанасьевой-Медведевой «Знахарство и колдовство в Сибири», «В поисках древней поэзии». Автор статей верно замечает, что изучение заговоров помогает понять «своеобразие мировосприятия сибиряка».

Фундаментального исследования в области изучения заговоров пока нет, поэтому тема данного исследования представляется нам актуальной.

Возникший из языческих молитв и заклинаний, заговор основывался первоначально на силе человеческого слова, потом на авторитете призываемого в нём божества, далее — на авторитете заговаривающего лица и убеждении современного простолюдина; вся сила заговора в точном произнесении известных слов и исполнении сопровождающих обрядов. Первоначально язычник силою заповедного слова заговора надеялся принудить боготворимые силы и явления природы ко всему, что ему угодно, и прибегал к заговорам весьма часто.

С течением времени круг применения заговоров сокращался; наконец, таинственные формулы перестали быть доступными всем; выделился особый класс людей, ведающих таинственную силу обрядов и молений и умеющих совершать эти обряды. Люди эти — знахари, ведуны, колдуны, волхвы и т. д.

В дохристианскую эпоху в заговорах обращались преимущественно к силам и явлениям природы. Обращения к солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю и т. п. — наиболее часто встречаемые в заговорах. С принятием христианства стали появляться и обращения к Господу, Богородице, святым.

Все заговоры делятся на:

  1. заговор с действиями и обрядами;
  2. заговор без них.

Действия и обряды были весьма многочисленны и разнообразны. Наговаривали на соль, мыло, белила, кости мертвецов, воду, оружие, вино, уксус… [источник не указан 845 дней] .

Почти на все случаи были особые заговоры и особые действия, их сопровождающие. Наибольшею популярностью и уважением пользовались и пользуются многочисленные заговоры, имеющие врачебную цель и часто помещаемые в лечебниках и травниках.

Несмотря на свое разнообразие, заговоры имеют общую структуру.

3) Выражения желания — иногда пространно, иногда кратко.

4) Уподобления символа, то есть сравнения желаемого явления с каким-либо явлением в природе, обращения к стихиям — солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю, воде — с просьбой о помощи.

Издревле наши предки использовали заговорное ведовство ,не осознавая механизм его действия и не задумываясь как оно срабатывает ,просто делали и слепо верили и знали что поможет. Если Вы сейчас читаете эту статью и ищите варианты решения своих проблем, не пытайтесь разобраться как это работает так как теория и практика две разные вещи то что работает в теории не всегда работает на практике. Заговорное колдовство-это неотъемлемая составляющая любой магической работы. В заговорной магии ведун совмещает свою внутреннюю силу со звуком с вибрацией и силой слова и действием для разрешения ситуации в нужном Вам ключе.

Автор статьи: основатель центра Макарова Ольга

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector